Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интернет-издание прихода в честь Владимирской иконы Божией Матери  ст. Чемолган Алматинской области

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Интернет-издание прихода в честь
Владимирской иконы Божией Матери

ст. Чемолган Алматинской области

№ 33 (589) 30 августа 2020 г.

Чтения на Литургии: 1 Кор. 15:1–11.
                                       Мф. 19:16–26..

 

Владимирская икона Божией Матери

Неделя 12-я по Пятидесятнице.
Сщмч. Миро΄на Кизического, пресвитера.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

"Трудно богатому войти в Царство Небесное". Тут разумеется богатый, который в самом себе видит много способов и много сил к своему благоденствию. Но коль скоро многоимеющий отсечет всякое пристрастие к имению, погасит в себе всякую на него надежду и перестанет видеть в нем существенную свою опору, тогда он в сердце бывает то же, что ничего неимеющий; такому открыта дорога в Царствие. Богатство тогда не только не мешает, но помогает, ибо дает способ благотворить. Не богатство беда, а упование на него и пристрастие к нему. Эту мысль можно обобщить так: кто на что уповает и к чему пристращается, тот тем и богат бывает. Кто на Бога единого уповает и к Нему всем сердцем прилепляется, тот Богом и богат; кто на другое что уповает, к тому и сердце свое обращает, кроме Бога, тот другим этим и богат, а не Богом. Отсюда выходит: кто не Богом богат, тому нет входа в Царствие Божие. Тут разумеются род, связи, ум, чины, круг действий и проч.

***
Ответ Христа богатому юноше
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Хочу обратить ваше внимание на две или три черты сегодняшнего евангельского чтения. Юноша подходит ко Христу и говорит Ему: «Учителю благий.» И Спаситель ставит его перед действительностью, о которой тот, может быть, и не думал. Юноша обратился ко Христу как к мудрому наставнику: Добрый наставник, что мне делать? А Христос ему отвечает: «Никто не благ, кроме как един Бог...» И тут Он ставит его перед лицом того, что если он хочет получить окончательный, совершенный ответ на свой вопрос, он должен услышать его из уст Божиих, то есть от Спасителя Христа, Сына Божия, ставшего сыном человеческим. Он должен услышать эти слова, признав безусловность права Христова возвещать эти слова.
И действительно, если говорить о вечной жизни, – кто может о ней говорить, кроме Самого Бога, Который и есть Жизнь Вечная? Напрасен вопрос юноши, если он обращен только к мудрому, хоть и святому, человеку: на этот вопрос может ответить только Бог: и ответ на это только один: Приобщись Моей святости, приобщись Моей вечности – и ты будешь совершенен, и войдешь в вечность Божию...

Но Христос обращается к Своему совопроснику на том уровне, на котором тот говорит; Он ему говорит: сохрани заповеди, – ведь заповеди тоже даны от Бога: что тебе большего нужно?! – Какие? – спрашивает юноша, думая, что нужно какие-то новые заповеди совершить, нужно сделать что-то такое, о чем он до тех пор ни от кого не слыхал. И действительно, тут он слушает Того, Кто может ему сказать последнее совершенное слово. И Христос ему указывает шесть заповедей, но только последняя из них – из Второзакония. Ни одной заповеди Он не упоминает о поклонении Богу; почему? Потому что так легко и этому юноше, и всем нам сказать: Я верю в Бога! Я люблю Бога! – и тут же нарушать те заповеди, которые относятся к человеку... Казалось бы, каждый из нас может сказать от сердца, что он в Бога верит и Бога любит – но это не так. Если мы верили бы в Бога, мы не ставили бы под вопрос обстоятельства нашей жизни, мы не упрекали бы Его в том, что все, что с нами случается горького, мучительного – Его ответственность. Мы не всегда говорим, что Он виноват непосредственно, но что Он нас не сохранил, не оградил, не защитил – мы говорим постоянно. Если бы мы Его любили и если бы мы верили в Его любовь, то мы все воспринимали бы от Его рук, как дар любви. Поэтому говорить о том, что мы любим Бога и верим в Него, мы должны с осторожностью. Но даже если мы можем это сказать, то апостол Иоанн Богослов нам указывает: когда ты говоришь, что любишь Бога, а людей вокруг себя не любишь – ты лжец!.. Поэтому Христос не ставит вопрос юноше о том, любит ли он Бога, – он бы отозвался положительным ответом, а спрашивает: как ты относишься к людям вокруг тебя? Любишь ли ты людей, как ты любишь самого себя? Желаешь ли ты людям всего того добра, которого ты себе желаешь? Готов ли ты отречься от всего, что твое, для того, чтобы другого обогатить любовью, но конкретной любовью; не словом, а делом любви?.. Вот почему Христос говорит юноше: Соблюди заповеди.

Это нам напоминает рассказ о Страшном суде, который мы читаем в Евангелии от Матфея перед Постом, о том, как Господь разделяет овец от козлищ. Мы всегда думаем об этой притче только в порядке суда; но в чем же суд, о чем спрашивает Христос-Судья представших перед Ним? Он спрашивает только о том, оказались ли они в течение своей жизни человечными, достойными имени человека: Накормили ли вы голодного? Одели ли вы нагого? Дали ли вы кров тому, кто был бездомен? Посетили ли вы больного, если даже вам страшно от его заразы? Постыдились вы или нет того, что друг ваш находится в тюрьме опозоренный?.. Вот о чем спрашивает Судья, – о том, какими мы были по отношению к человеку. Иначе сказать: были ли вы достойны звания человека? Если вы даже недостойны звания человека, – не думайте о том, чтобы приобщиться к Божественной святости, приобщиться к Божественной природе, приобщиться к вечности Господней.

И это обращено к юноше, который богат: чем же он богат? Он богат не только вещественным богатством; он богат тем, что чувствует, что он – праведник: он выполнил все заповеди Божии, он все сделал, чего с него может спросить Господь, – чего же с него больше требовать? Чтобы он полюбил ближнего, как самого себя. Это не одна из Десяти заповедей; эту заповедь мы находим в другом месте Ветхого Завета (Лев. 19, 18) и слышим ее повторяемую Христом; она означает: отрекись от себя, забудь про себя! Пусть все твое внимание будет обращено к другому, к его нужде: пусть твое сердце будет полно только любви к другому, чего бы это тебе ни стоило!.. И вот тут юноша сталкивается со своим вещественным богатством: он готов любить людей, но из положения своей обеспеченности. А Христос ему говорит: Отдай все: и когда у тебя ничего не будет, тогда люби людей свободно, и следуй за Мной, куда бы Я ни пошел... И мы знаем, куда Христос шел: отречься от Себя до конца и жизнь Свою отдать.

Эта заповедь относится отчасти ко всем нам. Богатства вещественного мы не обязательно должны лишиться, да часто и не обладаем им, но мы так богаты тем, что нас делает гордыми, самодовольными, – вот от чего нам надо первым делом отказаться: забыть про себя, и обратить внимание на ближнего. И тогда мы услышим от Христа слово утешения, слово утверждения. Да, – собственными силами человек этого сделать не может, но, по слову Спасителя апостолу Павлу, «сила Его в немощи совершается.» Мы можем действовать силой Божией; и как сказано в этом чтении Евангелия, то что невозможно человеку, Богу возможно. И опять-таки словами апостола Павла: «Все мне возможно в укрепляющей меня силе Господа нашего Иисуса Христа.» Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский

***
Св. муч. Миро΄н.
О средствах содействующих к обузданию гнева.

Св. ныне ублажаемый муч. Миро΄н был пресвитером в Ахаии и жил во время гонения Декиева. Правитель Ахаии Антипатр однажды, в праздник Рождества Христова, вошел в христианский храм, где служил Мирон, чтобы захватить собравшихся тут христиан. Миро΄н укорил Антипатра за такой поступок и обличил в идолопоклонстве. За это схватили его и предали мучениям. После разных мучений бросили его в разожженную печь, но огонь устремился из печи и пожег мучителей, а св. мученик остался невредимым. Тогда Антипатр приказал резать из его тела ремни и потом отдал его на съедение зверям, но звери не тронули мученика, и правитель пришел в такую бешеную ярость, что убил самого себя. Святой же Миро΄н был усечен мечом.

Из краткого очерка жизни св. священномученика Миро΄на мы видели, братия, до чего довел безумный гнев мучителя Антипатра: безсильная ярость его привела его самого к самоубийству.

Если так опасен гнев, то полезно будет поразмыслить о средствах, способствующих к обузданию гнева.

К укрощению гнева много благоприятствуют слова богомудрых мужей, касающияся до гнева, переданныя памяти нашей и разсудку. Напр. в книге Иова находятся следующия слова: «безумного убивает гнев» (Иов. 5, 2). Смысл этих слов таков: у безумных гнев бывает так силен, что он разстроивает их тело и душу, а иногда и действительно лишает их жизни. Еще в книге Иова читаем следующия слова: «велика и сильна губит гнев» (Иов. 9, 22). Смысл этих слов таков: не одних малозначительных, но и важных людей губит гнев. Премудрый Соломон говорит: «безумный абие исповесть гнев свой» (Прит. 12, 16). Эти слова можно объяснить так: слабоумные нетерпеливы. Они, при малейшем неудовольствии, мгновенно обнаруживают свой гнев. Еще премудрый Соломон сказал: «гнев губит и разумныя» (Прит. "15, 1), т. е. от гнева погибали и погибают не только слабоумные и невежды, но и люди с великим умом и с отличным образованием. А мудрый Сирах говорит: «гнев и ярость... суть мерзость» (Сир. 27, 33); т. е. мерзки, отвратительны люди разгневанные и разъяренные, как звери. Все эти слова, внедрившись в нашей памяти, могут обуздывать и прекращать порывы гнева нашего; ибо все эти слова и справедливо и невыгодно говорят о гневе, а говоря невыгодно о гневе, они тем самым естественно могут унижать во мнении нашем гнев и охлаждать склонность нашу к гневу.

Особенно полезно воспоминать при оскорблениях, возбуждающих в нас гнев, следующее учение Христа Спасителя: «аще кто ударит тя в ланиту, обрати ему и другую». Об этот камень часто разбиваются горы неудовольствий, воздвигнутых на наше сердце неприятностями, причиняемыми нам со стороны ближних.

К укрощению гнева много еще помогают примеры людей, великодушно и спокойно встречавших огорчения. Таков, напр., святитель Тихон Задонский, который ударившему его в щеку вольнодумцу поклонился в ноги и просил у него прощения за то, что своими с ним беседами вывел его из себя, чем заставил его с рыданием упасть в свою очередь в ноги святителю и с раскаянием просить у него прощения. Но в минуты огорчения полезнее всех примеров великодушия иметь в виду терпение Христа Спасителя. Он Царь, Он Создатель, Он Бог, и несмотря на Свое величие, терпеливо переносил ужаснейшия оскорбления от Своей твари. Ему стоило бы только пожелать уничтожить оскорбителей Своих, и их не стало бы в одно мгновение. Но всемогущий все терпел, и молился за врагов Своих.

В ветхом завете взгляд на медного змия исцелял язвы людей, происходившия от угрызения змиями. Ныне в новом завете, взгляд мысленный на крест Христов, на терпение Христово, много может содействовать к уврачеванию язв, производимых нравственными змиями – страстями, а, следовательно, и гневом. И так помяни в минуты гнева Голгофу и крест Спасителя – и тебе легче будет утушить в своем сердце губительное для тебя и твоих врагов пламя гнева.

Обиженный, разгневанный! если ты употребил вышеозначенныя средства, и они не укротили твоего гнева, попробуй еще одно средство – соверши искреннюю молитву о человеке, подвигшем тебя на гнев. Скажи от глубины сердца: «Господи! прости согрешения оскорбившему меня ближнему: не вмени ему в грех его поступка, меня огорчившаго; он человек, ему свойственны слабости». И ты увидишь на деле, что это не безсильно, если не к совершенному истреблению, то по крайней мере к уменьшению твоего гнева. Тот же всемогущий и благостнейшiй Господь наш Иисус Христос, Который на кресте молился за врагов Своих, увидя твое благоразумие, твое терпение, твою молитву великодушную, исполненную самоотвержения и любви к ближнему, поможет тебе восторжествовать над твоим гневом.

Воспользуемся, братие мои, предложенными средствами к подавлению в себе гневных порывов нашего огорченного сердца. Не дадим в душе нашей места неправедному гневу, дабы он ве навлек на нас гнева Божия. Аминь.
Протоиерей Григорий Дьяченко

    ;   Сайт Православной Интернет Карусель