Пресвятая Богородице, спаси нас!
Интернет-издание прихода в честь
Владимирской иконы Божией Матери
ст. Чемолган
Алматинской области
№ 59 (303) 5 апреля 2015 г.
Чтения на Литургии:
Флп., IV, 4-9.
Ин., XII, 1-18.
Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье).
Вход Господень в Иерусалим.
Досточтимые отцы, дорогие братия и сестры!
Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с этим радостным светлым весенним праздником Входа Господня в Иерусалим. Вы уже слышали в сегодняшнем чтении из послания к Филиппийцам святого апостола Павла замечательные слова: «Всегда радуйтесь; и еще говорю — радуйтесь» (см. Флп. 4:4). Почему именно эти слова предлагает Церковь в день воспоминания о входе Господнем в Иерусалим? Да потому, что народ радовался: люди кричали «осанна», постилали по дороге одежды свои, срезали ветви деревьев и бросали их под ноги Спасителя, приветствуя Его как победителя смерти, ибо все были наслышаны о том, что Он силой Своею воскресил четверодневного Лазаря…
О какой же радости нам говорит апостол? Он предлагает нам радоваться так, как радовались жители Иерусалима? Совсем нет, потому что одни жители Иерусалима были напуганы чудом воскрешения Лазаря, другие удивлены и видели в Том, Кто совершил это чудо, великого, ни с кем не сравнимого Человека; а потому и радовались, что Этот Человек идет в столицу, ведь Он Своей силой поможет им решить их проблемы — от самых больших, таких как освобождение от римлян, до самых малых, с которыми каждый сталкивался в своей жизни.
Радовались, веселились — но ведь радость и веселье могут быть разными. И мы знаем, что та радость и то веселье, которые были у жителей Иерусалима, через не-сколько дней сменились криками «Распни!». Тот, на Кого люди надеялись, что Он освободит их от римлян, поможет каждому в его жизни, — оказался после ареста таким слабым измученным, избитым, оплеванным... Что этот несчастный может сделать для них? О каком освобождении от римлян может идти речь, если даже в своей повседневной жизни никто не может опереться на этого слабого, изничтоженного, поруганного, осмеянного и предназначенного к позорному распятию Человека? И вот прошла радость, и прошло веселье...
В нашей жизни многие также считают, что веселье является синонимом радости и что чем больше веселья, тем жизнь счастливее. Но ведь мы хорошо знаем, как быстро смех сменяется слезами, как веселье оканчивается дурным похмельем — не только в прямом, но и в переносным смысле этого слова. И вот на месте радости и веселия скорбь, пустота, неудовлетворенность — одно сменяет другое. Кстати, наши современники хорошо почувствовали, что после смеха, веселья, радости очень часто наступает скверное состояние души. Поэтому люди подключают себя к постоянным источникам веселья как к некому допингу, чтобы сократить время скорби, — а оно не сокращается…
Достаточно только взглянуть на телевизионные передачи. Ну когда такой процент этих передач был посвящен веселью? Такое впечатление, что люди больше ничем не занимаются, как только веселятся. Эта потребность в веселье свидетельствует о чем-то тяжелом и опасном, что происходит в наших душах. Человек, у которого есть внутренняя радость, не нуждается постоянно во внешнем веселье. Эти слова не следует понимать в том смысле, что никакого человеческого веселья вообще не нужно. Оно ведь было всегда — и праздники, как светские, так и церковные, и добрые дружеские застолья... Но если человек постоянно нуждается в том, чтобы подключать себя к внешним источникам, передающим некие поводы к веселью, то это свидетельствует о духовной пустоте и внутренней скорби и страданиях.
Вот почему мы сегодня читаем послание апостола Павла к Филиппийцам, где он говорит: «радуйтесь; и всегда радуйтесь». Но радуйтесь не так, как радовались в древности жители Иерусалима, встречавшие Господа; радуйтесь не так, как мы сегодня радуемся и веселимся, припав к экранам телевизоров. А как же тогда радоваться? В этом же послании апостол говорит: «Мир Христов, который превыше всякого мира, да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (см. Флп. 4:7).
Христос — источник радости. Он источник подлинного веселья, переходящего в жизнь вечную, и без Христа такого источника не существует. Вот почему и говорит апостол: «всегда радуйтесь»; потому что если вы живете со Христом, если мир Хри-стов становится вашим миром, то в вашу жизнь приходит радость как величайшая ценность, как показатель богатой, сильной и независимой от внешних обстоятельств внутренней духовной жизни человека.
А мир Христов — это наши убеждения (именно поэтому апостол говорит о помышлениях) и состояние души (поэтому апостол говорит о сердце). Сюда же можно еще добавить волю человека, ориентированную на добрые дела. Неслучайно, размышляя на тему сегодняшнего праздника, преподобный Андрей Критский так замечательно сказал: «Вместо этих ветвей деревьев вручи Господу свои добродетели». Не надо размахивать ветвями, не надо стремиться к выражению внешней, поверхностной, быстро проходящей радости. Ты вручи Ему свои добрые дела, ты открой перед Ним свое сердце, ты открой перед Ним свой разум, и тогда мир Христов, который превыше вся-кого мира, соблюдет и сердца, и помышления наши во Иисусе Христе, Господе нашем.
Сегодняшняя радость накануне воспоминания о страданиях Спасителя помогает нам понять непреходящие источники подлинной человеческой радости, а значит, подлинного человеческого счастья, потому что там, где непреходящая радость, там и счастье, там и блаженство, там и Царство Божие.
Пусть слова апостола, сказанные сегодня с такой силой, не уйдут из нашей памяти и помогут нам понять прямую связь между радостью и счастьем и миром Христовым, который принадлежит и сердцу, и уму нашему. Аминь.
Патриарх Кирилл
Страстная седмица. Какие службы не пропустить . До Пасхи остается меньше недели. Последние дни именуются Страстными или Великими. В этот период Церковь погружается в Евангелие и вспоминает последние дни пребывания Господа на земле.
Страстная седмица начинается в Великий Понедельник, а Великий Понедельник начинается вечером в воскресенье. Сначала – вечерня, закрывающая праздник Входа Господнего в Иерусалим, а затем – новый день, утреня понедельника.
Три утрени подряд Церковь будет прославлять Христа – Жениха Церкви тихим и кротким тропарем, который в течение года слышен только на полунощницах.
В Понедельник Страстной седмицы вспоминается ветхозаветный персонаж – целомудренный Иосиф, прообразующий Христа, и евангельский рассказ о проклятой смоковнице. Церковное предание говорит, что иссохшая смоковница – это образ ветхого Израиля, не давшего плода. Чтобы подчеркнуть трагичность этого символа Церковь предлагает вспомнить почти всю 21 главу от Матфея (ст.18-44), включая притчу о злых виноградарях.
В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом го-у Литургии Преждеосвященных Даров. Если вы не успели посетить эти службы в течение Четыредесятницы, постарайтесь восполнить этот пробел!
В Великий вторник вспоминаются притчи Спасителя о Его Втором Пришествии, о десяти девах и о талантах.
Великая среда – день предательства. Именно в память о предательстве Христа Иудой мы постимся в среду в течение всего года. В этот же день Церковь вспоминает женщину, омывшую ноги Христа миром.
Во вторник вечером в последний раз поют «Се, Жених…». В среду утром в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и читается молитва Ефрема Сирина. Больше земных поклонов, кроме как перед Плащаницей, не будет до самой Пятидесятницы.
Вечером в среду совершается последняя большая исповедь, народу на ней будет очень много, поэтому лучше постараться исповедоваться заранее. Во многих храмах больше исповеди не будет до конца Светлой седмицы.
Страстные дни
В Великий Четверг Церковь вспоминает установление Таинства Евхаристии на Тайной Вечере – последней трапезе Спасителя со учениками. В этот день все право-славные причащаются святых Христовых таин. Литургия Великого Четверга по чину святителя Василия Великого совершается в соединении с вечерней, поэтому будьте готовы к тому, что служба долгая.
После Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам, что также нашло отражение в богослужебной практике Церкви. Чин омовения ног совершается архиереем после Литургии. Он во образ Христа омывает ноги двенадцати священнослужителям. В ХХ веке в Русской Церкви обряд не совершался. Был восстановлен только в 2009 году Патриархом Кириллом.
Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы – одна из самых длинных и красивых служб в году, известная под названием «Двенадцать Евангелий». На ней вспоминаются Страсти Господни от молитвы Спасителя в Гефсиманском саду до положения Его Тела во Гроб.
Существует народный обычай в Великий Четверг готовиться к Пасхе: убирать дом, печь куличи и красить яйца. Лучше это сделать заранее. Между двумя службами, даже если вам удастся на этот день отпроситься с работы, лучше помолиться и отдохнуть. Пропускать же службы главных дней Страстной седмицы ради предпраздничной суеты совершенно недопустимо.
Сам день Великой пятницы начинается рано утром со службы Царских часов. Снова читаются Евангелия Страстей Господних. В середине дня (обычно – около двух часов пополудни) совершается вечерня с Выносом Плащаницы. Если вы работаете, возможно, вам будет удобно дойти до ближайшего храма во время перерыва на обед.
Кстати, обед в этот день не полагается, как и завтрак – день строго постный.
Вечером в приходских храмах совершается утреня Великой Субботы с Погребением Плащаницы – долгая и светлая служба, вокруг богато украшенной цветами Плащаницы. В самом воздухе уже ощущается приближение Пасхи.
В некоторых храмах и монастырях (Троице-Сергиева Лавра, Данилов монастырь) Погребение Плащаницы совершается ночью. Литургически это более правильно, но физически выдержать такую службу непросто, тем более, что сразу после нее начинается Литургия. Некоторые рассказывают, что удобнее всего после Выноса Плащаницы – подольше отдохнуть, к 23.00 приехать на ночную службу, которая продлится до 3-4 часов, а после нее отдохнуть 3-4 часа до начала Литургии Великой Субботы в любом приходском храме.
Литургия Великой Субботы – также очень долгая и торжественная служба, насыщенная ветхозаветными чтениями – паремиями. По настроению она уже пасхальная: в паремиях повторяется мотив чудесного спасения (выхода Израиля из Египта, спасения в огне пророка Даниила и его друзей), символизирующего освобождение человечества от ада и смерти Крестной Жертвой и Воскресением Спасителя, читается Евангелие о Воскресении Христовом. Священники переоблачаются из фиолетовых постных в белые праздничные одеяния.
Эта служба призывает к молчанию и покою, ибо эта суббота – и есть день покоя, когда Сам Господь почил. Вместо Херувимской песни поется тропарь: «Да молчит всякая плоть…». Вместо «Достойно есть» — ирмос 9 песни канона Вели-кой Субботы: «Не рыдай Мене, Мати…».