Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интернет-издание прихода в честь Владимирской иконы Божией Матери  ст. Чемолган Алматинской области

Христос Воскресе!

Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне.

Интернет-издание прихода в честь
Владимирской иконы Божией Матери

ст. Чемолган
Алматинской области

№ 64 (308) 10 мая 2015 г.

Чтения на Литургии:

Деян., XI, 19-26, 29-30.
Ин., IV, 5-42.

 

Неделя 5-я по Пасхе,
о самаряныне.

В сегодняшнем Евангелии есть слова, которые могут обрадовать всякого человека, если он найдет в себе правдивость и силы посмотреть на себя и на свою жизнь без лжи.

Христос, обращаясь к самарянке, ей говорит: Как хорошо ты сказала, что у тебя нет мужа — поистине ты правду сказала!.. Разумеется, не хвалил ее Господь за прошлую жизнь, но за то, что она была способна правдиво и истинно на эту жизнь посмотреть и правдиво о ней сказать: Как хорошо, что ты так сказала, ты правду рекла...

Дальше разговор вдруг меняется: в то мгновение, когда она видит, что этот Человек может говорить не о земном, а о чем-то более глубоком, более основном, она уже не спрашивает Его о воде, о колодце, — она Ему говорит: Наши отцы поклонялись на этой горе, а вы говорите, что в Иерусалиме надо поклоняться Богу; где же правда?.. Все забыто: и черпало забыто, и жажда, и далекий путь из Самарии, — остался один основной вопрос: где поклоняться Богу, как поклоняться так, чтобы Господь это поклонение принял? И потому что эта женщина имела правду в своем сердце и была способна без лжи на себя взглянуть, без лжи сказать о себе истину, Христос ей открыл, что Богу надо поклоняться в духе и истине.

Бог может спасти каждого из нас, но Он ничего не может сделать, если мы лжем перед собой и лжем перед Ним. Он может спасти того грешника, которым мы являемся, Он не может спасти того иллюзорного праведника, которого мы стараемся представить собой и которым мы не являемся. Если мы хотим поклониться Богу, то мы должны поклониться Ему в истине, в правде, в честности и в доброй совести, — тогда Бог делается нам доступен.

И еще: поклоняются Богу и не тут или там, поклоняются Богу в духе своем и в сердце своем, всей правдой, всей истиной, всем пламенем своей жизни. Поклонение Богу не заключается в том, чтобы в одном или ином месте приносить Ему молитвы, которые с кровью вырвались когда-то из чужих сердец; поклоняться Богу — это значит стоять во всей правде и неправде своей перед Богом, но истинно перед Ним стоять, видеть в Нем своего Господа и Бога и поклоняться перед Ним, видеть в Нем то, что Он представляет: святое, дивное, прекрасное.

Если мы так поклоняемся Богу, то это поклонение должно пойти далеко за пределы хвалебных песней церковных или даже покаянных наших слов; поклонение Богу должно стать всем в нашей жизни. Каждый раз, как мы творим правду и правду говорим, каждый раз, когда мы творим добро и проявляем любовь, каждый раз, когда мы достойны своего имени человека и имени Божия, мы поклоняемся Богу духом и истиной.

Вот станем этому учиться; но начать мы можем только с того, чтобы перед собой, перед Богом, перед людьми встать в правде нашей, какие мы есть, и поклониться всей жизнью нашей, и словом и делом.

Евангелие не сообщает нам имени женщины-самарянки, но Предание Церкви его сохранило, и мы называем ее по-гречески — Фотини, по-русски — Светланой, на кельтских языках — Фионой, на других западных языках — Клэр. И все эти имена говорят нам об одном: о свете. Повстречав Господа Иисуса Христа, она стала светом, в мире сияющим, светом, который просвещает тех, кто встречается с ней.

Каждый святой дается нам в образец и в пример. Мы не всегда можем конкретно повторить действия святого, мы не всегда можем подражательно следовать его путем от земли на Небо. Но от каждого святого мы можем научиться двум вещам. Одно, это что силой благодати мы можем достичь того, что по-человечески кажется невозможным: стать человеком по образу и подобию Божию, и в этом потемненном, трагическом мире, который во власти у лжи лежит, быть словом правды, знамением надежды, уверенностью, что Бог может победить, если только мы дадим Ему доступ в нашу душу и в нашу жизнь. Прежде всего в нашу душу, потому что, если Царство Божие не водворится в нас, если Бог не воцарится в нашем уме и сердце, как бы пожаром сжигая все, что недостойно и нас самих и Его, мы не можем сиять Божиим светом на окружающий нас мир.

И второе, чему могут научить нас святые, — это понять, что говорит нам их имя. Самарянка сегодня говорит нам о свете. Христос сказал, что Он — Свет миру, Свет, просвещающий каждого человека; и мы призваны дать в наших душах, в наших умах и сердцах, во всем нашем существе приют этому Свету, чтобы в нас и через нас могло исполниться и стать реальностью слово, сказанное Христом: “Так да просветится свет ваш перед людьми, чтобы, видя ваши добрые дела, они прославили Отца вашего, Который на небесах” (Мф.5:16).

Только видя, как мы живем, только по нашим делам люди могут поверить, что свет — есть свет Божий; не по нашим словам — разве только что наши слова — слова такой же правды и силы, как слова Апостолов или даже Самого Христа. Поэтому задумаемся, каждый из нас, о значении нашего имени и о том, как стать тем, чем мы названы.

Самарянка пришла к колодцу не из духовных соображений: она просто пришла, как приходила каждый день, чтобы набрать воды, — и встретила Христа. Каждый из нас может встретить Христа на каждом шагу жизни, когда мы заняты самыми обыденными делами, если только сердце наше настроено правильно, если мы готовы к тому, чтобы принять благовестие, услышать — и ставить вопросы! Потому что самарянка ставила Христу вопросы; и то, что она услышала в ответ, настолько превосходило ее вопросы, что она узнала в Нем пророка, а потом и Христа, Спасителя мира.

Но свет нельзя прятать под спудом; обнаружив, что Свет пришел в мир, что слово Божественной правды звучит теперь среди людей, что Бог среди нас, она оставила все земные заботы и бросилась бегом разделить с другими радость, изумление о том, что она нашла. Сначала она рассказала им, почему она поверила, и когда, может быть, любопытство, а может быть, и убедительная сила ее слов и та перемена, которую они в ней самой могли видеть, привели их ко Христу, они убедились и сами и сказали ей: Теперь мы верим не потому, что ты нам рассказала, — теперь мы сами видели, сами слышали...
Вот чему самарянка учит всех нас: чтобы во всякое мгновение нашей жизни, за самыми незатейливыми занятиями, мы были так открыты, чтобы принять Божественное слово, быть очищенными его чистотой, быть просвещенными Божественным светом и принять его в глубины нашего сердца, принять его всей нашей жизнью, так чтобы люди, видя, чем мы стали, могли поверить, что Свет пришел в мир.

Будем же молиться самарянке, чтобы она научила нас, привела бы нас за руку ко Христу, как она сама пришла к Нему, и служить Ему, как она послужила Ему, став спасением для всех, кто был вокруг нее. Аминь!

Митрополит Антоний Сурожский.

 

***
Средство для успешной борьбы со злыми помыслами и со страстями
(Слово св. Ефрема, как достоит со всяцем прилежанием чести святые книги)

Слово Божие говорит, что помышление сердца человеческого – зло от юности его. И подлинно, ничто так не преследует нас в продолжение жизни, как помыслы злые. Задумаешь и доброе дело, а все к нему непременно приметается что-либо нечистое: станешь на молитву, и тут иногда не освободишься от искушений мысленных; заговорят о Боге, о вере, о вечном спасении, и тут начнут представляться уму нашему вопросы лукавые и мысли, с учением веры несогласные. Вообще и сказать трудно, сколько в жизни мы передумаем худого и сколько в душе перегнездится греховного и нечистого.

А между тем относиться безучастно ко всему этому нечистому и греховному нельзя; ибо слово Божие говорит, что мерзость Господеви помысл неправедный, и что в Царствие Божие не войдет ничто нечистое. Значит, и греховные помыслы немаловажны; значит, и за них нас Господь будет судить; значит потому, и с ними мы должны бороться непрестанно, всеми силами нашей души. А для успешной борьбы нужно знать средства, благонадежные в борьбе. Какие же эти средства? Св. Ефрем говорит по этому поводу вот что: «Друг мой, когда придет к тебе лукавый помысел, вынь твой меч, который есть страх Божий, и посечешь всю силу вражию. И вместо призыва на воинственную борьбу имей Божественные книги. Как труба воинская, призывающая на брань, сзывает воинов, так и святые книги, читаемые нами, сосредоточивают ум наш и заставляют думать о страхе Божием, И как труба воинская, раздающаяся во время боя, и в неопытном воине возбуждает храбрость, так и Божественные книги возбуждают в нас мысли добрые и укрепляют нас против страстей. Итак, друг мой, понуждай себя чаще читать таковые книги, чтобы привести в должное положение твои помыслы, которые рассеивает враг своими кознями. Встань, возлюбленный, ободрись, постарайся постоянно чтению Божественных книг прилежать, чтобы они тебя научили тому, что нужно делать, чтобы избежать сетей вражьих и получить вечную жизнь. Чтение Божественных книг освобождает ум от дурных помыслов и направляет его думать о Боге... Не ленись же о созидании своего спасения, но созидай оное чтением и молись Богу, чтобы просветил твой ум, и будешь совершен и сохранен от злых мыслей. Как олень жаждущий желает прийти на источники водные, так и ты будь скоропоспешен к чтению Божественных книг, чтобы силою учения, заключенного в них, погасить и побороть силу восстающих на тебя страстей».

И Божественные книги, действительно, суть истинно для нас шлем спасения и меч духовный, способный поразить и уничтожить в нас все нечистое и греховное. Так послушайте со вниманием, что даже только про одну Божественную книгу, Псалтирь, в предисловии ее, говорится: «Пение псалмов демоны прогоняет, отженет тьмы..., человеку грешному укрепление ума есть..., яко вода очищает, яко огнь опаляет..., дьявола постыдевает..., похоти телесные угашает..., свирепство изгоняет и всякую ярость утишает и гнев сокрушает..., всяк грех отгоняет..., уста очищает, всякое зло убивает». И это делает одна Божественная книга; а что сказать про другие многие и, прежде всего из них, — про Евангелие? Разве Слово Господа не страшно врагу нашего спасения? Разве не сильно оно освятить и вразумить нас, очистить ум от помыслов суетных и сердце от похотей лукавых? Или сколько наставлений, для борьбы со злыми помыслами, указано в Писаниях отцов Церкви! И сколько примеров борьбы с этими помыслами и победы над ними можно найти в житиях святых! Так, поистине, святые книги суть оружие против злых помыслов надежное; ибо, как видели мы и как святыми отцами, по опыту, дознано, они «демонов прогоняют, похоти телесные угашают, всякий грех отгоняют, уста очищают и всякое зло убивают». Аминь.

Пролог в поучениях, протоиерей Виктор Гурьев

 

       Союз православных граждан Казахстана    Сайт Православной Интернет Карусель