Неделя 9-я по Пятидесятнице. Пророка Илии.

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Категория: Духовные посевы Опубликовано: 01.08.2015

Интернет-издание прихода в честь Владимирской иконы Божией Матери  ст. Чемолган Алматинской области

Святый пророче Илие, моли Бога о нас!

Пророк Илия

Интернет-издание прихода в честь
Владимирской иконы Божией Матери

ст. Чемолган Алматинской области

№ 77 (321) 2 августа 2015 г.

Чтения на Литургии:1 Кор., III, 9-17.
                               Мф., XIV, 22-34.

                               Прор.:Иак., V, 10-20.
                               Лк.,IV, 22-30.

 

Неделя 9-я по Пятидесятнице.
Пророка Илии.

Спасение утопающего Петра
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

 

Так же, как Петру и другим апостолам, нам трудно поверить, что Бог, Бог мира, Бог гармонии может находиться в самой сердцевине бури, которая как будто готова разрушить и нашу безопасность, и лишить нас самой жизни.

В сегодняшнем Евангелии говорится, как ученики покинули берег, где Христос остался наедине, в уединенности совершенного молитвенного общения с Богом. Они пустились в плавание, рассчитывая на безопасность; и на полпути их настигла буря, и они поняли, что им угрожает гибель. Они боролись изо всех своих человеческих способностей, опыта и сил, и однако, смертная опасность нависла над ними; страх и ужас охватил их.

И внезапно среди бури они увидели Господа Иисуса Христа; Он шел по бушующим волнам, среди разъяренного ветра и, вместе с этим, в какой-то пугающей тишине. И ученики в тревоге закричали, потому что не могли поверить, что это Он, они подумали, что это призрак. А Иисус Христос, из сердцевины этой клокочущей бури, сказал им: «Не бойтесь»! Это Я... Так же, как Он говорит нам в Евангелии от Луки: Когда услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь, поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше...

Нам трудно поверить, что Бог может находиться в сердце трагедии; и однако, это так. Он находится в сердцевине трагедии в самом страшном смысле; предельная трагедия человечества и каждого из нас — наша отдаленность от Бога, тот факт, что Бог для нас далек; как бы близко Он к нам ни был, мы не ощущаем Его с той непосредственной ясностью, которая дала бы нам чувство уверенной безопасности и породила бы ликование. Все Царство Божие внутри нас — и мы не чувствуем этого. И это — предельная трагедия каждого из нас и всего мира, из поколения в поколение. И вот в эту трагедию Христос, Сын Божий, вошел, став сыном человеческим, вступив в сердцевину этой разделенности, этого ужаса, который порождает душевную муку, разрыв, смерть.

И мы — как эти ученики; нам не нужно представлять воображением, что с ними происходит: мы сами находимся в том же море, в той же буре, и Тот же Самый Христос, с Креста или восставший из гроба, стоит посреди нее и говорит:«Не бойтесь» , это Я!..

Петр захотел идти из лодки ко Христу, чтобы достичь безопасности; не это же ли и мы делаем все время? Когда разразится буря, мы спешим к Богу изо всех сил, потому что думаем, что в Нем спасение от опасности. Но недостаточно того, что спасение в Боге: наш путь к Богу лежит через самозабвение, через героическое доверие Ему, и веру. Если мы станем оглядываться на волны, и на вихри, и на нависающую угрозу смерти, мы, как Петр, начнем тонуть. Но и тогда мы не должны терять надежды: нам дана уверенность, что, как ни мала наша вера в Бога, Его вера в нас непоколебима; как ни мала наша любовь к Нему, Его любовь к нам беспредельна и измеряется всей жизнью и всей смертью Сына Божия, ставшего сыном человеческим. И в тот момент, когда мы чувствуем, что нет надежды, что мы погибаем, если в это последнее мгновение у нас достаточно веры, чтобы закричать, как Петр закричал: Господи! Я тону! Я погибаю, помоги мне!, — Он протянет нам руку и поможет нам. И поразительно и странно Евангелие говорит нам, что в мгновение, когда Христос взял Петра за руку, все оказались у берега.

Задумаемся над этими различными моментами сегодняшнего Евангелия и посмотрим, какое отношение они имеют к нам, в буре нашей жизни, во внутренней буре, которая иногда бушует в нашем сердце и уме, во внешних бурных и устрашающих обстоятельствах жизни. Будем помнить, со всей уверенностью, которая дана нам в Божием собственном свидетельстве через Его учеников, что мы в безопасности и среди бури, и спасены Его любовью. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

***
В чем мы должны подражать св. пр. Илии?

 

Св. пророк Илия жил за восемь сот слишком лет до Р. X. и происходил из города Фесвы, поэтому и называется фесвитянином. Когда еврейский народ предался идолопоклонству, то в наказание за это Илия предсказал, что в еврейской земле не будет дождя, — и не было его три года с половиною. Во время безплодия, происшедшаго от засухи, пророк Илия сначала был питаем воронами, которые приносили ему мясо, а потом жил у вдовы сарептской. Не смотря на то, что у этой вдовы была только горсть муки и немного елея в сосуде, — ни мука, ни елей не оскудели во все время, пока жил у нея Илия. У этой вдовы умер сын, но Илия умолил Господа воскресить отрока. Из ревности своей к вере в Господа Илия избил вааловых жрецов, по принесении Богу жертвы, на которую сошел огонь с неба, и потом возвестил, что скоро пойдет дождь, что и исполнилось. Пророк Илия был так угоден Богу, что удостоился явления ему Господа «в гласе хлада тонка». Нечестивый царь Ахаав с безза-конною царицею Иезавелью, а по смерти их такой же нечестивец, сын их Охозия, постоянно преследовали пророка Илию и искали его смерти; но те, которые покушались убить его, сами были побиваемы огнем небесным. И жизнь Илии была исполнена чудес и преставление его было чудесно. Он не умер, как умирают все прочие люди, он был взят вихрем на небо на огненной колеснице, запряженной огненными конями.

Во время преображения Господня, он явился с Моисеем и беседовал с И. Христом, чему были свидетелями свв. ап. Петр, Иаков и Иоанн.

Ублажаемый ныне праведник принадлежит, братия, к числу тех великих мужей, кои, как звезды, сияли на тверди церкви ветхозаветной, до восшествии Солнца правды — явления во плоти Сына Божия. Мы называем сего праведника«пророком», за особенную решительность предсказаний его; но еще с большею силою приличествует ему название чудотворца. Чего не происходило по гласу Илии? Небо и заключалось, и отверзалось, и не давало дождя, и проливало целыя реки; огнь ниспадал на жертву и потреблял самую воду, коею она была окружена. Чего не произошло и для Илии? — Вороны доставляли ему пищу, Иордан обнажал дно свое и проводил его по-суху; Сам Бог являлся Илии так, как не являлся никому после Моисея. Конец жизни, состоявшей из чудес, еще чудеснее: Илия возносится на небо на колеснице огненной, как не возносился никто прежде, и, вероятно, не вознесется никто после.

И не смотря на все это, «Илия», по слову апостола, «бе человек подобострастен нам» (Иак. 5:17)! Когда подумаешь о сем, братия, то в иное время тотчас возносишься как бы на высоту, а в иное — как бы упадаешь долу. В минуту святого восторга хочешь возвыситься в мыслях до высоты праведника, распространиться в действиях до его круга деятельности, слышишь внутрь себя голос, что «Бог Илиин» (4 Цар. 2:14) есть Бог всех и каждаго, что у Него не одна огненная колесница, а «тмы тем» (Псал. 67:18). А в минуту слабости духа взор неволъно поникает долу пред образом праведника, трудно бывает верить, что все это совершено с нашею бренною плотию, думаешь видеть одну картину, начертанную рукою благочестиваго художника, стоишь в мыслях у подошвы Хорива, и не смеешь войти в пещеру, где является Господь. Так бывает при мысли и о других великих праведниках: дух парит к ним и с ними, как с своими, а плоть отрицается от них, как от чуждых, неподражаемых.

Чему же именно должно подражать нам в Илии?

а) Ужели дивным делам его, в коих он являлся превыше всея природы? А что же, возлюбленный, если бы мы сказали тебе — подражать и этому? Разве бы сказали неправду? — Разве верующим во Христа не обещано знамений?«Знамения же веровавшим», говорит Сам Спаситель, «сия последуют: именем Моим бесы ижденут, языки возглаголют новы, змия возмут, аще и что смертно испиют, не вредит их» (Марк. 16:17—18). Много сказано: но не думай, чтобы здесь было перечислено все; и это многое указано только для примера. Ибо послушай, что́ говорит еще в другом месте Сам Спаситель: «веруяй в Мя дела, яже Аз сотворих, и той сотворит, и больша сих сотворит» (Иоан. 14:12). Мало ли творил чудес Спаситель? Но вот, обещаются еще большия дела. Кому? верующему, следственно и тебе, если веруешь как должно. Нам кажется это невозможным, потому что мы далеки от высоты совершенства христианскаго, — так, как человеку, стоящему во рву, все кажется выше его.

б) Будем подражать и добродетелям св. пр. Илии.

Много было в Илии чудес, но еще более добродетелей. Будем подражать добродетелям, когда не можем подражать чудесам. Добродетели лучше чудес; ибо от них и все чудеса, а чудо еще не дает само по себе добродетели.

Будем подражать «воздержанию» Илии, по коему он три года питался мукой и елеем.
Будем подражать святой «наклонности к уединению», по коей он едва не всю жизнь провел в пещере.
Будем подражать «смирению», по коему Илии не хотелось иметь даже в Елисее свидетеля своего вознесения на небо.

Паче же всего да возлюбим «ревность» Илиину «по славе Бога истиннаго». Говорю: «паче всего», ибо святая добродетель сия приходит у нас едва не в совершенное забвение. Коснутся каким-либо образом нашей чести, мы выходим из себя, готовы отдать за нее нашу жизнь. А честь веры и ея святейших таинств, а честь Искупителя нашего и будущаго Судии, а честь общей матери нашей церкви для многих — ничто!

Говорите при них, что угодно, против всего святого, они не скажут ни слова в защиту, будут находить удовольствие в ваших словах, может быть полюбят вас за это. Так ли должно быть между истинно верующими? Не явный ли это знак, что у таких людей нет веры в сердце, что они — тайные язычники? — А мало ли таких!

Посему-то мы и приглашаем подражать ревности Илии. — Как подражать? Мечем Илииным? — Нет, он в руках предержащей власти, которая всеми действиями своими доказывает, что она, по выражению апостола, «не без ума мечь носит» (Рим. 13:4); а во-первых — примером благим, то есть личным уважением твоим ко всему священному, во-вторых, словом благим и убеждением, коль скоро будешь остановлять порывы безумия и вразумлять людей буиих и ненаказанных. По крайней мере не слушай хульных речей, не улыбайся, когда слышишь их, а беги, если можешь, от говорящаго. Как бы много сократилось нечестие, если бы наказывалось хотя одним невниманием!

Протоиерей Григорий Дьяченко.
Полный годичный круг кратких поучений,
составленных на каждый день года.

1 Кор., III, 9-17.

Мф., XIV, 22-34.

 

 

Просмотров: 551

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

       Союз православных граждан Казахстана