Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интернет-издание прихода в честь Владимирской иконы Божией Матери  ст. Чемолган Алматинской области

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня.

Интернет-издание прихода в честь
Владимирской иконы Божией Матери

ст. Чемолган Алматинской области

№ 87 (331) 27 сентября 2015 г.

Чтения на Литургии: 1 Кор. I:18-24.
                               Ин. XIX:6-11, 13-20, 25-28, 30-35.

 

 Неделя 17-я по Пятидесятнице.
Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня.

Тропарь праздника

Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак праздника

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая им на супостаты, пособие имущим Твое oружие мира, непобедимую победу.

Величание праздника

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Толкование на Евангелие
Исцеление дочери хананеянки

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Хананеянка, которая приступила ко Христу, моля Его исцелить ее беснующуюся дочь, — язычница: в то время евреи, единственные, кто верил в Единого Бога, не общались с язычниками, сторонились, чуждались их. И вот эта женщина подходит ко Христу: это уже говорит о том, что она в Нем увидела нечто, чего она не видела в других, что она почуяла нечто в Нем: чутьем, сердцем уловила что-то, что внушило ей доверие и сняло с нее страх, что она будет прогнана.

И она обратилась к Нему со словами, которые мы находим также в Евангелии от Марка на устах слепого Вартимея: Иисус, сын Давида!.. Это уже — исповедь веры: конечно, не во Христа как Сына Божия, но во Христа как рожденного от царственной ветви Давида, из которой должен родиться Спаситель мира: Иисус, сын Давида, помилуй мою дочь! Она беснуется...

А Христос идет Своим путем, молча, не отзываясь на ее крик. И ученики обращаются к Нему: Отпусти ее, — она же за нами следует, как бы преследуя нас этим криком надежды и отчаяния... Отпусти ее не значит прогони: это значит: Неужели Ты не пожалеешь? Она же тоже человек — или нет? Или нам чуждаться таковых? Разве человеческое горе в язычниках не так же страшно мучительно, как и в нас? Отпусти ее с миром...
И Христос говорит: Я не послан ко всем: Я послан к погибшим овцам израильского дома... Хананеянка же отвечает: Господи! Помоги... Она не отвечает на Его замечание, что Он не к ней послан; она просто верит, что Он ее пожалеет; она не спорит; она не утверждает: Как же так, — я тоже человек! — нет, она просто верит... И Христос испытывает ее веру еще раз; Он эту веру, конечно, знал; и хананеянка, верно, знала Его прозрение; но ученикам, вероятно, надо было измерить глубину веры, на которую способен язычник. Он ей говорит: Нехорошо отнять хлеб от детей и отдать псам... Эти слова кажутся такими жестокими, беспощадными; мне кажется, что их можно понять, если представить себе Спасителя, опустившего Свой взор — внимательный, вдумчивый, сострадательный взор — к поднятым глазам этой женщины; она слышала эти слова — как она слышала и другие жесткие слова — но она слышала их, и одновременно видела лик Божественной Любви, обращенный к ней. И она отвечает как бы с улыбкой: Да нет, Господи! Ведь и собаки питаются от крупиц, которые падают со стола их хозяев... Это можно сказать только из глубины веры и из сознания, что жестокие слова не исходят из черствого сердца.

И Спаситель тут, как в других случаях, на веру отзывается любовью и Своей властью целить, миловать и спасать: О женщина! Велика вера твоя! Да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. Здесь мы видим еще и еще раз, что нет предела, нет границ Божию состраданию, что Он не делит людей на верующих и неверующих, на своих и чужих: для Него чужих нет - все свои; но вместе с этим Он и ожидает и требует от нас не легковерия, а истинной веры, готовности довериться Богу, но и готовности пробиться к Богу криком, мольбой, верой. И этому мы должны научиться от хананеянки. Аминь. Митрополит Антоний Сурожский

***
Воздвижение Креста Господня

В праздник Воздвижения, когда мы смотрим на Крест Христов, вспом-ним, братия и сестры, о том, что и мы как последователи Спасителя на-шего должны нести свой крест. Он Сам дал нам эту заповедь: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Что значит взять крест? Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что это значит понести с терпением и благодарением Богу все те скорби, болезни, труды, искушения и испытания, которые встречаются на нашем жизненном пути. Нам часто кажется, что скорби происходят с нами случайно, однако это не так. Ничего случайного с христианами не происходит. Если Господь говорит, что даже и волосы на голове у нас все сочтены, то как же могут случайно постигать нас скорби? Нет, крест нам дается от Бога, и дается он для нашей пользы и спасения. Вспомним слова Христа, сказанные Им накануне распятия апостолу Петру: «Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» Из этих слов видно, что Крестная смерть была послана Христу Самим Богом Отцом.

Точно так же и нам жизненный крест посылается Самим Господом Бо-гом. И крест этот, по словам старца Паисия Святогорца, посылается не для того, чтобы мы мучились, а для того, чтобы мы по нему, как по ле-стнице, взошли на небо. Господь и хотел бы не посылать нам креста, но человек так устроен, что без креста он не умеет спасаться. Крест необходим нам как горькое лекарство для исцеления нашего падшего естества, унаследованного от прародителя Адама.

Нужно сказать, что крест, то есть лишения, скорби, болезни и тому подобное, неизбежен в нашем мире для всех людей, однако одним он может послужить во спасение, а другим – в осуждение и гибель. Во спасение – если мы правильно относимся к нему, то есть несем его с терпением и доверием Богу. В осуждение – если относимся неправильно, то есть несем с ропотом, обидой, озлоблением. В этом случае крест становится для человека гибельным. «Смертоносен крест для тех, – говорит святитель Игнатий, – которые креста своего не преобразили в Крест Христов, которые с креста своего ропщут на Божественный Промысл, хулят его, предаются безнадежию и отчаянию. Несознающиеся и некающиеся грешники на кресте своем умирают вечной смертью, лиша-ясь нетерпением истинной жизни, жизни в Боге. Они снимаются с креста своего только для того, чтобы снизойти душами в вечный гроб: в темницы ада». Для тех же, кто несет крест с терпением и благодарением Богу, он становится не только спасительным, но и легким. Приведем еще слова святителя: «Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает крестом своим. Когда же он преобразится в Крест Христов, то получает необыкновенную легкость: иго Мое благо, и бремя Мое легко есть, сказал Господь».

Как нам преобразить наш крест в Крест Христов? Святитель Игнатий отвечает: «Крест твой тогда изменяется в Крест Христов, когда ученик Христов несет его с деятельным сознанием своей греховности, нуж-дающейся в казни, – когда несет его с благодарением Христу, с славословием Христа. От славословия и благодарения является в страдальце духовное утешение; благодарение и славословие делаются обильнейшим источником непостижимой, нетленной радости, которая благодатно кипит в сердце, изливается на душу, изливается на самое тело». Таким образом, из этих слов мы видим, что неизбежный жизненный крест может быть как спасительным, так и гибельным. И зависит это от того, как мы к нему относимся. Яркий пример того и другого отношения дают два распятых со Христом разбойника: один из них, признав себя злодеем, достойным казни, спасся и вошел в Рай, другой же ропотом и хулой оттолкнул свое спасение и погиб.

Все мы, братия и сестры, перед Богом в той или иной степени являемся грешниками и разбойниками. И именно по этой причине нам, как и тем двум, посылается от Бога крест. Понесем же, подобно разбойнику бла-горазумному, этот крест с терпением и благодарением Богу. Вместе с ним признаем себя грешниками, достойными самого тяжкого креста. Когда найдут на нас скорби и болезни, будем молиться словами этого разбойника: достойное по грехам моим приемлю, помяни меня, Господи, во Царствии Твоем! Так нужно нам поступать при всякой скорби. Украли, например, у нас кошелек с зарплатой или пенсией – не будем роптать, но будем благодарить Бога за посланную скорбь. Постигло нас горе, сгорел дом – перенесем это с благодарением, считая себя грешниками, достойными всякого наказания. Посетила ли нас болезнь, обнаружили у нас язву желудка, или диабет, или даже рак – будем и тогда молиться молитвой разбойника, признавая себя достойными всякой казни. Если Христос, наш Царь и Господь, подъял скорби в нашем мире, то нам ли, непотребным Его рабам, роптать на скорби? Если Он, безгрешный, пре-терпел поругание и Крест, то нам ли, грешникам, бегать от креста? Научимся же переносить земные скорби благодушно и с благодарением Богу. Ибо, поступая так, поистине будем мы верными последователями Спасителя нашего, побеждающими мир со всеми его бедствиями и скорбями.

Так побеждали мир апостолы Христовы, которые, чем больше на них обрушивалось бед и скорбей, тем больше они горели любовью к Богу, так что никто и ничто не могло отлучить их от Христа. «Кто отлучит нас от любви Божией, – писал святой апостол Павел, – скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».

Итак, братия и сестры, будем подражать святым в несении нашего креста. Понесем все приключающиеся с нами скорби с верой и благодарением Богу. Признаем себя грешниками, достойными всякого креста и всякой казни. Ибо если будем так поступать, то в конце земного пути и мы, подобно святым, взойдем со своего креста на небо. Аминь.

Священник Иоанн Павлов.

        Сайт Православной Интернет Карусель