Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интернет-издание прихода в честь Владимирской иконы Божией Матери  ст. Чемолган Алматинской области

Святый благоверный княже Александре, моли Бога нас!

Святый благоверный княже Александре

Интернет-издание прихода в честь
Владимирской иконы Божией Матери

ст. Чемолган Алматинской области

№ 97 (341) 6 декабря 2015 г.

Чтения на Литургии:  Еф., VI, 10-17.
                                Лк., XII, 16-21.
                                Блгв. кн.: Гал., V, 22 - VI, 2.
                                Мф., XI, 27-30.
                                Рождественский пост

 Неделя 27-я по Пятидесятнице.
Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия

СЛОВО НА ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ

Притча о безумном богаче

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Конец сегодняшнего Евангелия — предупреждение о том, о чем мы все могли бы знать все время: что за плечами у нас стоит смерть, и что многое-многое из того, что мы делаем, погибнет после нас как ненужное, как тленное.

Но значит ли, что предупреждение Христово о смерти, стоящей за нашими плечами, должно нас испугать и лишить сил творческих? Нет, наоборот! Отцы говорили: Имей постоянную память смертную, — не в том смысле, чтобы мы этой смерти боялись и жили как бы под нависшей над нами тенью, а в том смысле, что только сознание, что жизнь коротка, что она может кончиться в любое мгновение, способно дать каждому мгновению окончательное значение, а всей жизни — сознание, что надо спешить делать добро, спешить жить так, чтобы, когда бы ни застигла нас смерть, она застигла нас в момент торжества жизни.

Как бы мы жили, с какой глубиной, с какой интенсивностью, если бы это созна-ние в нас было постоянно, если мы знали бы, что слова, которые я сейчас говорю вам, могут быть последними: как бы я их говорил, как бы вы их слушали! Если у кого из нас было бы сознание, что человек, с которым мы сейчас общаемся, через несколько минут может умереть — как бы мы заботились, чтобы наши слова, наши действия по отношению к нему были завершением всей любви, всей заботливости, на какие мы способны, чтобы они были торжеством всего самого великого, что между нами есть...

Мы потому живем плохо, потому столько говорим пустых слов, слов гнилых, слов мертвых, потому столько поступков совершаем, которые потом в нашей душе, как рана, горят, что мы живем, словно пишем только набросок жизни, которую мы будем жить когда-нибудь, позже, когда сможем этот черновик превратить в окончательную повесть. Но это не так, смерть приходит, набросок остается черновиком, жизнь не прожита, а только замарана, и остается жалость о человеке, который мог бы быть велик, и оказался таким малым, ничтожным...

Вот о чем говорит сегодняшнее Евангелие: не о том, чтобы мы боялись смерти, а о том, чтобы мы знали: потому, что она может прийти в любое мгновение, каждое мгновение должно быть совершенно, каждое слово должно быть сло-вом жизни, чтобы в нем веяло Духом, чтобы оно могло войти в вечность, и каж-дый наш поступок должен быть, по отношению к каждому из нас, таким, чтобы он давал жизнь и выражал всю полноту, всю глубину, всю силу любви, благоговения, которые должны быть у каждого из нас по отношению к каждому и ко всем.

Вдумаемся в это, и если так будет, тогда каждый поступок, каждое слово приоб-ретет масштаб вечности и засияет вечностью. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

***
Слово в день святого благоверного князя Александра Невского

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, братья и сестры, Православная Церковь прославляет святого благоверного князя Александра Невского. Святой Александр Невский был сыном великого князя Ярослава Всеволодовича II, родился 30 мая 1220 года. Юность свою Александр про-вел в Новгороде, где стал княжить с 1228 года. В 1337 году Римский Папа Григорий IX, увидев в России единственный оплот Православной веры, организовал крестовый поход для покорения Российского государства. На защиту Отечества и веры Право-славной выступил князь Александр Невский и в сражении при устье реки Ижоры раз-бил ополчение крестоносцев в 1240 году.

Через некоторое время на Новгородские земли стали надвигаться меченосцы из Ливо-нии, захватившие Юрьев и Псков. Снова на защиту родной земли выступил князь Александр Невский, который на льду Чудского озера разгромил ливонское воинство в 1242 году и освободил Псков от чужеземных захватчиков.

Скончался князь Александр Невский, приняв монашеский постриг с именем Алексея 14 ноября 1263 года. Его мощи были обретены нетленными в 1380 году.

Праздник святого благоверного князя Александра Невского дает нам основания еще и еще раз вспомнить об этом великом святом земли Русской, который в личности своей соединил множество добродетелей. Князь Александр известен как выдающийся поли-тический деятель Святой Руси, человека огромного военного и дипломатического та-ланта. Ему удалось оградить землю Русскую от нашествий грозных завоевателей с Востока.

Если бы Великий благоверный князь вошел в историю только этой стороной своего служения, он бы не был почитаем как святой благоверный князь земли нашей. Бес-спорно, он доказал, что как мудростью, так и талантом, умением полководца нужно защищать Отечество от врагов. Будучи совсем молодым человеком, Александр Невский разгромил и шведов, и ливонцев.

Возникает самый главный вопрос: почему же мы молимся ему как святому? Почему память о нем сохраняется не только среди политиков, изучающих историю страны, не только среди военачальников, изучающих в академиях талант полководца Алек-сандра Невского?

Ответ стал ясен в далеком 1943 году, когда, казалось бы, забытое имя святого благо-верного князя вспомнили руководители Советского Союза. Для того, чтобы сокру-шить страшного врага, нужно вдохновить народ на эту войну так, чтобы все принима-ли участие в этой борьбе. Одними идеологическими лозунгами, принуждением, даже самым страшным, нельзя было поднять именно весь народ на эту смертельную схват-ку. В труднейший момент Великой Отечественной войны вновь вспоминается имя святого благоверного князя Александра Невского. Не надо было по радио ничего го-ворить — каждый знал, кто такой Александр Невский. Одно только упоминание об этом святом благоверном князе душу русских людей наполняло великой силой любви к своему Отечеству. Это имя соединило 1943 год с далеким XIII веком и дало великую силу духа тем, кто должен был идти и жизнь свою отдать за Отечество.

Почему же народ помнил Александра Невского? Ответ на вопрос в Евангельском чте-нии, которое приурочено ко дню памяти святого благоверного князя Александра. Церковь именно этот небольшой отрывок из Евангелия предлагает нашему вниманию и указывает на самое главное, чем обладал святой князь, и почему он стал святым. Слова Евнеглия удивительны: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:28-29). Так говорит Бог людям. Он говорит о Себе как не о грозном полководце, не о мудром правителе, исполненном абсолютной силы. Он го-ворит о Себе, что Он кроток и смирен сердцем. Бог кроток. Величайшая сила имеет своей наиважнейшей характеристикой кротость и смирение. Святой благоверный князь стал святым, потому что он был кротким и смиренным сердцем.

Кротость — это есть способность потеснить свое собственное «я», которое у каждого в жизни. Защищая свой эгоизм, мы готовы на многое — на войну, на пролитие крови. Александр Невский не был таким. Воспитанный в вере Православной с детства, впи-тавший в себя идеалы Святой Руси, он был кротким князем, он сердце свое уступил Богу, он по Закону Божьему сверял свои мысли, поступки и дела. Он перед Богом от-читывался в своих мыслях и чувствах. Если ты поставляешь себя под суд Божий — не будешь использовать атрибуты власти для того, чтобы доказать свою значимость, не будешь опираться на человеческие представления о власти, связанные с ложным по-ниманием величия и силы.

Кротость и смирение не помешали святому благоверному князю отстоять Русь в Золо-той Орде силой своего ума и защитить Русь на Чудском озере и в устье Ижоры на бе-регах Невы с мечом в руках. Это означает, что смирение не есть синоним слабости и трусости. Смирение — это выражение того, что ты есть на самом деле. Это смирение перед Богом, но не смирение перед врагом. Под христианским смирением понимается сознание собственного греха, но не насмешка над грехами других людей. Это есть способность уступить центральное место в жизни Богу.

Праздничное евангелие помогает понять тайну счастливой жизни человека. В словах «И обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:28-29) Господь связывает кротость и сми-рение с внутренним покоем. Покой есть синоним человеческого благополучия. Можно быть богатым, знатным, обладать властью, можно быть иерархом, священником, ми-нистром — кем угодно, но если нет внутреннего покоя, то нет и благополучия. Совре-менная жизнь показывает нам удивительные примеры того, как люди, достигающие высот в политической жизни, становящиеся очень богатыми, сверхбогатыми, не могут найти этого покоя. Почему? Да потому что мы живем в мире, где пребывает грех, и в сердцах человеческих возникают разные чувства по отношению к другим людям.

Если посмотреть на обычный человеческий конфликт — иногда бывает так, что кто-то нас обидел, плохо о нас сказал, выразил с нами несогласие, даже начал вести против нас некую борьбу — что обычно мы делаем? Мы концентрируем свои силы для того, чтобы нанести удар такому человеку, чтобы ослабить возможные опасные по отношению к нам действия. Мы размышляем, теряя всякий покой, пытаемся искать союзников; порой публично, а в наше время и через средства массовой информации озвучиваем нашу позицию, включаемся в спор, в конфликт.

Всего этого делать не следует, если мы хотим быть счастливыми. Если мы хотим иметь покой, нужно научиться наших противников и врагов предавать суду Божию. Если мы чувствуем свою правоту, то первое, что должно быть присуще нам в опасной жизненной ситуации — убеждение в том, что только Бог является подлинным судией. Он прозревает глубины человеческого духа, и если тот или иной человек действи-тельно становится нашим врагом, а мы того не желаем и поводов не даем, то нужно крепко молиться за этого человека и просить, чтобы свершился суд Божий, а не суд человеческий. Суд Божий настигает людей, свершающих злые деяния, так быстро, что мы и представить себе не можем.

Кротость и смирение есть величайшая сила, которая помогает не только управлять миром по Божию закону, но и помогает человеку обрести покой, а вместе с покоем — и здоровье. Отчего сегодня более всего болеют люди? От стрессов, от нервного пере-напряжения. Если посмотреть на причину этих стрессов — ни к какому психотерапев-ту идти не надо — источник всего этого в грехе человеческом, потому что без греха не было бы и болезней. Современный мир, сегодняшнее человеческое общество ясно являет нам эту связь — между болезнью, неблагополучием и грехом.

Святой благоверный князь явил нам удивительный пример святости в осуществлении государственного и воинского служения. Потому Церковь наша уже в древности и причислила его к лику святых. Потому не забывал его никогда народ и вспомнил его в грозный 1943 год. По этой причине народ российский избрал святого благоверного князя «именем России». Нужно о нем вспомнить, особенно в год 70-летия нашей Ве-ликой Победы! Потому что нет иного имени, которое бы так соединило служение Отечеству со служением Богу.

Святой князь Александр Невский из глубины веков взирает сегодня на нас с икон сво-им кротким ликом и как бы стремится показать нам, как нужно жить. Мы приходим в храм, посвященный ему, прикладываемся к его иконе, чувствуем помощь, исходящую от угодника. Давайте поверим и тому образу жизни, который он вел, побеждая врагов, усмиряя гордых и завистников, став через кротость свою и смирение великим духов-ным лидером нашего народа, и не только для поколения уже отдаленного от нас XIII века, но и для поколения века XXI.

Церковь является общиной, которая исцеляет людей. Святые угодники являют пример духовного здоровья, которое приобретается победой человека над его собственным мятущимся духом. Да поможет нам Господь, дабы мы, взирая на кроткие лики угод-ников Божиих, осознали великую и вечную правду: Придите ко Мне и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:29). Аминь

Митрополит Аристарх

        Сайт Православной Интернет Карусель