Неделя 8-я по Пятидесятнице

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Категория: Духовные посевы Опубликовано: 14.08.2016

Интернет-издание прихода в честь Владимирской иконы Божией Матери  ст. Чемолган Алматинской области

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Владимирская икона Божией Матери

Интернет-издание прихода в честь
Владимирской иконы Божией Матери

ст. Чемолган Алматинской области

№ 136 (380) 14 августа 2016 г.

Чтения на Литургии: 1 Кор., I, 10-18.
                                 Мф., XIV, 14-22.

 Неделя 8-я по Пятидесятнице
Происхождение (изнесение) честных древ
Животворящего Креста Господня

 

ПРОПОВЕДЬ НА ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ
Насыщение народа пятью хлебами

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Из года в год и из поколения в поколение мы читаем Евангелие в новых контекстах и перед лицом новых обстоятельств — исторических или личных. И каждый раз тот или другой отрывок может ударить нас в душу по-новому.

Сегодня мы читаем о насыщении народа Христом. И чаще всего у отцов Церкви и у духовных писателей читаешь о их чувстве изумления о милосердии Божием и о власти Бога, Который мог напитать столько народа столь малым, Который мог творить чудеса в мире, таком Ему чуждом, когда хоть искра веры, хоть трещинка в броне нашего неверия позволяла Ему действовать.

При чтении сегодня этого Евангельского отрывка, меня по-новому поразили слова Христа. Ученики обращаются к Нему, чтобы Он отослал толпу, потому что день на исходе, ближайшие селения далеко, они ослабеют на пути от усталости и ночных сумерек, если останутся дольше: а ведь они не ели весь день, вслушиваясь в животворящее слово Христово. И Христос говорит ученикам: Нет, им не нужно уходить, — дайте вы им есть... Но как же они могут накормить такую толпу людей, мужчин, женщин и детей, у них всего пять хлебов и две рыбки? И тут — вызов Христа ученикам, и вызов Христа нам. Да, — в каком-то смысле один только Бог может совершить это чудо; но только если мы содействуем этому чуду открытостью нашего сердца и открытостью наших рук, вложив в чудо все, что у нас есть. Христос не сказал ученикам: сберегите то, что вам нужно самим, и отдайте остальное, отдайте другим то, что останется: Он сказал: возьмите все, что у вас есть, и отдайте все...

Не говорит ли это нам Господь сейчас, особенно подчеркнуто, когда мы так обеспечены, так богаты, так благополучны, и когда день за днем мы слышим о голоде, и о нищенстве, и о голодной смерти тысяч и тысяч людей? И Господь нам говорит совсем просто: отдайте то, что у вас есть, и предоставьте Мне действовать дальше: не просите Меня о чуде, когда вы можете сделать то, что нужно...

Апостолы могли сделать немного: они могли только разделить пять хлебов и две рыбы: но мы можем поделиться так многим! Если бы наши сердца были открыты, и если бы сердца каменные Бог претворил в сердца плотяные, если бы мы научились хоть немного — о, хоть самую каплю! — деятельной любви к ближнему, то не было бы голода в мире.

И сегодняшнее Евангелие говорит нам: оглянись вокруг: оглянись на каждого человека, который голоден, каждого человека, который бездомный, каждого человека, который в нужде, и помни, что каждый из этих людей — твоя ответственность, что весь их голод, вся их бездомность, все их нищенство в конечном итоге — результат твоего благополучия, твоего удобства, твоей обеспеченности и твоего отказа разделить, поделиться, дать. Дать не больше того, что есть, а просто дать.

Если бы мы только помнили, что, как сказал один святой, имени которого я сейчас не припомню, когда он съедает кусок сверх своей необходимости, когда он приобретает или удерживает что-то сверх своей строгой нужды, он украл это у голодного, он украл это у бездомного, он украл это у замерзающего, — он вор!.. Не относится ли это к нам еще острее, чем к этому подвижнику?

Мы должны задуматься над этим: ведь мы ведем себя, как плохие, нечестные управители; потому что есть такая вещь, как управление, ответственность за богатство — интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, материальное. Вы, вероятно, помните рассказ о недостойном, неверном управителе, который мошенничал и обкрадывал своего хозяина; и когда хозяин обнаружил его нечестность и пришло ему время расчета, то управитель позвал тех, кто был должен его хозяину, и списал, уменьшил их долг. Вот нечто, чему мы можем научиться. Он обратился к людям, и помог им, чем только мог: мы этого не делаем.

Задумаемся над этими словами Христа: людям не нужно уходить от Моего присутствия, чтобы напитаться; дайте им вы то, что нужно.. И если бы мы оглянулись вокруг себя — не куда-то в заморские края, а просто вокруг себя — на нужды людей, которые голодны, которые бездомны, которые лишены прав, или просто на соседа, на ближнего, который временами так одинок, нуждается в поддержке, нуждается в дружбе, в солидарности, мы начали бы выполнять этот завет Христа.

Но не станем обманываться; не добрым словом, не ласковым жестом мы его выполним; Христос сказал: отдайте все, что у вас есть... А нам, принимая, может быть, в учет малость нашей веры, узость и жесткость наших сердец, Он скажет: Дайте то, что в вашей жизни лишнее, ненужное, — но вдумайтесь правдиво, что такое этот излишек, что вы тратите на себя, даже не получая от этого ни радости, ни удовольствия, ни выгоды. Отдайте это, а потом предоставьте Богу восполнить ваш дар и сделать остальное.

Это — суд Божий надо мной; и это тоже призыв, с которым Бог обращается к каждому из вас. Аминь!

Митрополит Антоний Сурожский

 

 

***
Происхождение честных древ Честнаго и Животворящаго Креcта.

 

Нынешний праздник происхождения честных древ честнаго и животворящаго креста установлен в Константиполе по случаю губительных болезней, поражавших столицу Греции. Он состоял в том, что находившееся в Царьграде честное древо креста Христова и другие священные предметы выносились из главнаго Софийскаго храма и с крестным ходом, с молитвами и окроплением города святою водою, обносились по улицам, а на время ночи и литургии поставлялись в церквах. Крестный ход сопровождался молитвами к Пресвятой Богородице. Первый день месяца августа, когда совершалось «происхождение», т.е. выход с святыми древами, праздновался особенно торжественно. Этот-то день и празднуется ныне под именем праздника «Происхождения честных древ».

Впоследствии к этому празднику присоединился праздник Всемилостивому Спасу и Пречистой Богоматери. Он установлен по общему согласию между русским князем Андреем Боголюбским и цареградским императором Мануилом. Оба они, вышедши в этот день 1164 года на войну, в преднесении иконы Спасителя и др. св. икон, получили над врагами победу: Андрей победил казанских болгар, а Мануил — сарацин.

Что знаменитая победа сия была плодом не одного мужества сражавшихся, а паче действием помощи свыше, — непреложным для всех доказательством того послужил необыкновенный свет небесный, который, во время самой упорной сечи, исходил от иконы Спасителя и честнаго креста, и видим был всеми.

Мы должны подражать, сколько можно более и постояннее, усердию к вере, чистоте нравов и простоте жизни наших предков, их безграничному самоотвержению там, где шло дело об опасности церкви и отечества, при готовности положить под знамением честнаго и животворящаго креста Господня жизнь свою за св. веру, дорогую родину и помазанника Божия — царя православнаго.

У нас, как и у предков наших, есть весьма опасные враги, против коих, как можно чаще, надобно призывать на помощь непобедимую силу креста Христова. Это наши злыя наклонности и страсти. Кого не сильны сразить оне? — И кто, сраженный ими, может оставаться и быть истинным сыном церкви и отечества? — Между тем от этих врагов не защита ни ум и познания, ни доброта сердца и мягкость характера, ни самый навык в добродетели; одна всемогущая сила благодати, один крест Христов только могут соделать нас победителями страстей. Будем же подобно предкам нашим употреблять сие, Самим Богом данное оружие, на поражение невидимых врагов наших, в твердой уверенности, что поражение их, необходимое для нашего частнаго благосостояния, весьма важно и для благоденствия целаго отечества: ибо, если величие его есть плод благословения Божия, то грехи наши, ослабляя сие благословение, по тому самому вредят не только нам, но и целому отечеству.

При сем случае сама собою представляется вниманию великая разность между нами и благочестивыми предками нашими в употреблении и изображении крестнаго знамения. У них крест Христов был всем для всех. Начинали-ль какое дело, — крестились. Оканчивали-ль его, — опять крестились. Крестом ограждались, отходя ко сну; крестом осенялись, возставая от сна. С крестом садились за трапезу, с крестом возставали от нея. Знамение святаго креста выражало внезапную радость; оно же свидетельствовало и о внезапной печали и опасности. Так было у предков наших! У нас, к сожалению, крестное знамение начинает делаться редкостию, и когда является, то большею частию в таком виде, что его трудно узнать. Недугующие расколом чада церкви ревнуют, конечно, не по разуму, прививая спасение к кресту осмиконечному, но не хорошо, весьма нехорошо и то, что у некоторых христиан крест сделался, можно сказать, вовсе безконечен, так что не знаешь, какое дать название той несчастной линии, которую они чертят на себе вместо знамения крестнаго.

Да не будет сего между нами! Господь и Спаситель наш простер на кресте Божественныя руце Свои, дал пригвоздить их, и в таком виде, среди ужасных мучений, предал за нас дух Свой Отцу: мы ли будем тяготиться тем, чтобы это положение Его на кресте правильно изображать на себе?

Братие! Будем же отныне с верою, благоговением и страхом Божим совершать на себе спасительное крестное знамение, которое только при этих условиях будет всесильным и непреодолимым оружием против наших врагов. Между тем, так ли многие из нас крестятся, как заповедала нам св. церковь? Какое это крестное знамение, когда мы не стараемся ни сложить персты своей руки как должно, ни начертать на себе полный и правильный крест Христов; когда мы непонятным движением руки выражаем только нашу невнимательность и небрежность? Все это показывает, что мы не внимательны ко св. и великому делу молитвы нашей пред Богом. А как страшно совершать с небрежением такое святое дело, каково служение Богу и молитва! Господь, негодуя на лицемерие древних израильтян, говорил: «приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами, чтут Мя; сердце же их далече отстоит от Мене; всуе же чтут Мя» (Матф. 15:8-9).

Стойте всегда в храме Божием благоговейно, слушайте церковное чтение и пение внимательно, молитесь Господу Богу усердно; изображайте на себе крест во всей точности и полноте! Ограждайте себя крестным знамением не только на молитве, церковной и домашней, но и всегда, во всякое время и при всяком случае, призывая на себя силу и помощь распятаго Господа и вознося молитву к честному и животворящему кресту: «непобедимая и непостижимая и божественная сила честнаго и животворящаго креста, не остави нас грешных» (стих. на велик. повечер.). Аминь.

Протоиерей Григорий Дьяченко.

1 Кор., I, 10-18.

 Мф., XIV, 14-22.

Просмотров: 440

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

       Союз православных граждан Казахстана