Пресвятая Богородице, спаси нас!
Интернет-издание прихода в честь
Владимирской иконы Божией Матери
ст. Чемолган Алматинской области
№ 145(389) 16 октября 2016 г.
Чтения на Литургии: 2 Кор. VI:16 - VII,1;
Лк. VI:31-36
Неделя 17-я по Пятидесятнице.
Святитель Феофан Затворник.
Мысли на каждый день года
(Лк.6:31–36)
Коренная, источная заповедь – люби. Малое слово, а выражает всеобъятное дело. Легко сказать – люби, но не легко достигнуть в должную меру любви. Не совсем ясно и то, как этого достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: «люби... как самого себя» (Мф.19:19); и «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6:31). Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо.
Все дело стоит за тем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить на себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в каком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, а то тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда сказал Господь: «люби ближнего... как самого себя», то хотел, чтобы вместо нас стал в нас, т. е. в сердце нашем, ближний. Если же там по-старому будет стоять наше «я», то не жди добра.
ЛЮБОВЬ — ЭТО САМОЕ ТРУДНОЕ
«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними! И если любите любящих вас — какая вам за то благодарность? ...Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего! ...Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд!..»
Любовь — это самое трудное слово! В центре всего мироздания стоит Любовь, потому, что Бог есть Любовь! В самом центре Евангельского учения находится Любовь. Любовью буквально пронизаны, пропитаны, насыщены Евангельские страницы. В самом центре, в самом сердце, в глубине души человека должна находиться Любовь!
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий! — восклицает апостол Павел. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а любви не имею — то я ничто! И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею — нет мне в том никакой пользы!»
Любовь — это самое трудное слово Мир очень изменился в последние десятилетия: ожесточился, стал еще более циничным, надменным, оскудел любовью. Как сказано в Священном Писании: «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь»...
Каждый за себя в этой страшной схватке, которая называется жизнь! Человечество очень охотно занесло в свой лексикон странное, холодное и колючее слово: чужой.
Один важный светский человек вспоминал, как он оказался на какой-то конференции в Лавре. «Настало время обеда, — рассказывал он, — и я стал искать свое место за столом. Один из монахов сказал: «Сядьте там, где Вам нравится». — «Не могу же я сесть на чужое место». Монах посмотрел с удивлением и болью: «Здесь нет чужих! Здесь только свои!»
Миллионы людей считают других — чужими, посторонними или даже врагами, забывая, что все человечество — это один род, одна большая семья.
Любить очень не просто! Потому, что Любовь — это труд, это кровь, это боль. Это попрание своего эгоизма. Проще ненавидеть, все время с кем-то бороться, искать врагов и придумывать им самые разнообразные казни.
И, действительно, бывает легко любить любящих нас: тех, кто нас уважает, говорит о нас хорошие добрые слова, легко любить наших друзей, тех, с кем у нас сложились прекрасные отношения, взаимопонимание... им тоже хочется ответить приветливым словом, тепло пожать руку, улыбнуться, подарить самые красивые в мире цветы!
Но, а как же быть с теми, кто смотрит на нас косо, кто обходит нас стороной, кто всем видом показывает, что ты для него — чужой?
Мир, затерявшийся в Ветхом Завете, ответит очень просто и емко: «око за око! зуб за зуб!» Без сентиментальностей!
А Евангельское Христово Слово очень высоко: «Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас!». Мир, погрязший в суете и хаосе можно исправить только любовью!
Преп. Силуан Афонский, великий святой нашей Церкви, категорично говорит: «Кто не будет любить врагов, тот не может познать Господа и сладость Духа Святого! Кто не любит врагов, в том нет благодати Божией!»
В патерике рассказывается: «Однажды преподобный Макарий пошел из скита к Нитрийской горе с одним из своих учеников. Когда они уже приближались к горе, преподобный сказал своему ученику:
- Пойди немного впереди меня.
Ученик пошел впереди преподобного и встретил языческого жреца, поспешно идущего ему навстречу и несшего большое бревно. Увидав его, инок закричал:
- Слышишь ли, слышишь ли, ты, демон! Куда ты идешь?
Жрец остановился и сильно побил инока, так, что он едва остался жив. Схватив, затем, брошенное было, бревно, жрец убежал. Спустя немного ему встретился преподобный Макарий, который сказал ему:
- Спасайся, трудолюбец, спасайся.
Удивленный такими словами преподобного, жрец остановился и спросил его:
- Что хорошего ты усмотрел во мне, что приветствуешь меня такими словами?
- Я вижу, что ты трудишься, - отвечал преподобный.
Тогда жрец сказал:
- Умилился я, отче, от твоих слов, ибо я вижу чрез это, что ты человек Божий. Вот пред тобою встретился со мной другой инок, который бранил меня, и я исколотил его до смерти.
И с этими словами жрец припал к ногам преподобного, обнимая их и говоря:
- Не оставлю я тебя, отче, до тех пор, пока ты не обратишь меня в христианство и не сделаешь иноком.
И он пошел вместе со святым Макарием. Пройдя немного, они подошли к тому месту, где лежал избитый жрецом инок и нашли его едва живым. Взяв его, они принесли его в церковь, находящуюся на Нитрийской горе. Проживающие там отцы, увидя вместе с преподобным Макарием языческого жреца, весьма изумились. Потом, окрестив его, они сделали его иноком, и ради него множество язычников обратилось в христианство. Преподобный же Макарий дал по сему случаю такое наставление:
- Злое слово, - говорил он, - и добрых делает злыми, доброе же слово и злых соделывает добрыми».
Кто-то сказал, что ни один человек не придет к вере, пока не встретит на своем жизненном пути человека, на лице которого он увидит сияние вечной жизни! Христиане — это такие люди, на лицах которых обязательно должно отражаться сияние этой новой, евангельской вечной жизни. И это сияние — сияние любви, милосердия, снисходительности к ближним, терпения друг ко другу. Это — самый центр нашей духовной жизни!
Ведь люди, которые нас окружают и которые только приходят к вере, придя к нам, верующим людям, должны были бы просто окунуться в Любовь. Но они ее часто не находят: под внешней добропорядочностью может прятаться равнодушие и эгоизм! И под черной рясой может скрываться черствое и холодное сердце.
...Катастрофа наступит не тогда, когда в недрах земли закончатся нефть и газ. Или случится глобальное потепление на планете. Или вспыхнет ядерная война... Катастрофа обрушится на мир, если из человеческих сердец окончательно уйдет Любовь!
Евангельский урок — это золотое правило жизни человечества, если оно еще хочет выжить: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними! Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего! Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд!»
Наверное, ни одно слово так не затерли, так не исковеркали, не опошлили сегодня как слово Любовь! А христиане должны знать его настоящий, истинный смысл. Знать и возвращать миру глубину этого Небесного Слова!
Взято с сайта «Оптина Пустынь, проповеди».
Святитель Феофан Затворник.Мысли на каждый день года