Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!
Интернет-издание прихода в честь
Владимирской иконы Божией Матери
ст. Чемолган Алматинской области
№ 2(401)15 января 2017 г.
Чтения на Литургии: 2 Тим., IV, 5-8.
Мк., I, 1-8.
Неделя 30-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением.
Преставление(1833), второе обре́тение (1991) мощей
преподобного Серафима, Саровского чудотворца
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
Пред явлением Господа народу и вступлением Его в дело совершения домостроительства нашего спасения был послан св.Иоанн Предтеча приготовить людей к принятию Его. Приготовление состояло в призвании к покаянию. И покаяние с того времени стало путем к Господу Спасителю и преддверием веры в Него. Сам Спаситель начал проповедь Свою словами: «покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк1.15).
Покаяние и вера друг ко другу препровождают взыскавшего спасения. Покаяние тяготит его бременем грехов и страшит неумытным судом правды Божией. Но приходит вера и указывает ему Избавителя, взявшего грехи мира. Кающийся прилепляется к Избавителю и, сложив бремя грехов исповеданием, радостно течет вслед Его, путем заповедей Его. Вера, таким образом, рождается из покаяния и на нем стоит. Крепко держится веры кающийся по чувству избавления. Вера жива от покаяния. Без покаяния она будто без живительного тока деревцо, вяла и неживодейственна.
Неделя перед Просвещением
Вступили мы в Новый год. Все эти дни звучала в сердцах наших дивная песнь: «Слава в вышних Богу» и мы всем существом нашим прославляли Промыслителя Бога, во Христе Иисусе открывшего нам Свою любовь к человеку. Но за прославлением Всевышнего следуют слова: «и на земли мир, в человецех благоволение».
Вот сегодня, когда стоим мы на пороге дня Просвещения, т.е. Богоявления, и хочется мне всем пожелать – мира, от отсутствия которого тяжко страдает каждый. Где же обрести этот мир? Есть ли он на земле? Да, дорогие, этот мир ест на земле со дня явления в мир Начальника мира – Иисуса Христа. Не тот мир, который получаем мы от во зле лежащего мира. Мир духовно созидающий, благословенный и благодатный дает нам Христос. От Него получаем мы этот мир.
Когда Апостолы восприняли этот мир Христов, они уже не боялись никаких утрат, угроз, гонений – ибо сознавали и чувствовали, что с ними был Сам Христос – мир наш. И христиане первых веков, именно Христовым миром одушевленные, жили вместе, «как одна душа и одно сердце». С молитвой за врагов и с радостью в сердце шли на страдания мученики и мученицы, – ибо в сердцах их был мир, благодатный мир Христов.
Какими же средствами получить этот мир благодатный? К твоей вере в Сына Божия и к твоей любви к Нему приложи молитву, совершаемую в сознании твоего пред Богом недостоинства, приложи смирение и спокойствие сердца. Чрез сознание твоего недостоинства, смирение и молитву – вселится в тебя мир Христов, и ничто этот мир не отнимет от тебя, ничто его не смутит, разве лишь немощи телесные, поскольку живем мы в теле смертном.
«Мир Мой даю вам, мир оставляю вам», – сказал и говорит Господь Своим ученикам. Мы с вами – Его ученики. Да даст нам Всевышний мудрость и силы к стяжанию благословенного мира Христова. Аминь.
Епископа Митрофан (Зноско-Боровской).
***
Преподобный Серафим Саровский
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
«Среди лета запоют Пасху» – сказано было некогда в Сарове. Прошло 70 лет после смерти того, кем эти слова были произнесены, и 19 июля 1903 года вся Русь огласилась хвалебными песнями, прославляющими Бога и Его угодника. Действительно, вся Русь ликовала тогда, как в день Святой Пасхи, даже больше.
Наступили потом страшные дни для России, но не умерла и не ослабла память о преподобном Серафиме. Также притекают к нему русские люди, прославляют его и на терзаемой Родине, и во всех концах мирa, где они рассеяны. С жизнью преподобного Серафима начинают знакомиться и другие народы; его жизнеописание переводится на разные языки, вызывая не только восхищение, но и стремление многих применить в своей жизни уроки, даваемые нам жизнью преподобного Серафима. Так, несмотря на все перемены, происходящие в мирe, память преподобного Серафима не только не меркнет, но остается светильником, все ярче светящим человечеству.
Подобное было и в дни его земной жизни. Рушились города, восстанавливались царства, с 12 народами шел в Россию, а потом с позором покинул ее Наполеон, горела и опять восстала из пепла Москва, устраивали восстание и были судимы декабристы, а преподобного Серафима как бы и не касались эти события. Он весь был занят достижением «единого на потребу», работал над «своим духовным возрастанием». «Эгоист, замкнутый в себе», «невежда, не интересующийся ничем, кроме того, что лично его касается» – так сказали бы про него многие мыслители, не желающие видеть и малейшей пользы в подвигах самоусовершенствования. Но вот умирает инок Серафим. Казалось бы совсем теперь должен изгладиться из людской памяти облик этого старца, так упорно убегавшего от мирa. Но начинается целое паломничество к его гробу, во всех концах России прибегающие к нему получают помощь, утешение и назидание, а почитание его начинает распространяться и среди других народов.
В чем же сила преподобного Серафима? В чем его подвиг? Он стремился к осуществлению заповеди Христовой: «Будьте совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть»; он трудился над тем, чтобы восстановить в себе первозданный образ человека, испорченный впоследствии грехом. Преподобный Серафим достиг своей цели: он победил грех и стал преподобным, сделался воистину подобием Божиим. Мы не можем видеть невидимого Бога. Но Господь нам дает видеть Себя в Своих подобиях, в Своих угодниках. И вот одним из таких подобий стал преподобный Серафим. В нем мы видим восстановленную человеческую природу, освобожденную от рабства греху. Он есть воплощенное олицетворение победы вечного над преходящим, святости над грехом, добра над злом. Преподобный Серафим всех призывает своим примером следовать по пути, указанному Христом. Он зовет бороться с грехом и своими недостатками, являясь маяком и светильником для всех, ищущих спасения. Преподобный Серафим призывает искать высшего блага, плода духовного, о котором апостол Павел сказал: «плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Но для сего нужно «плоть распяти со страстьми и похотьми».
Тяжел путь к небесному царству, ибо грех овладел человеческой природой и испортил ее. Имеет каждый из нас грехи личные. Есть и грехи общественные, в которых грешен весь народ. Так весь русский народ грешен в том, что оставил благочестивую жизнь и обычаи своих предков, начал принимать и искать чуждое ему, неправославное, что верил клеветам, распространяемым про Помазанника Божия, и позволил сперва сорвать венец, а потом погубить со всей семьей, его благочестивого Царя, первого припавшего к прославленным мощам преподобного Серафима. Преподобный Серафим зовет всех к покаянию и к исправлению жизни, и личной, и общественной. Хоть и тяжел этот путь, но угодник Божий поможет идти им. Преподобный Серафим – маяк и светильник на этом пути; он же и помощник.
Молитвами преподобного Твоего, отца нашего Серафима, Господи, даруй покаяние и победу над грехом нам, грешным, и введи нас в Твое небесное царство. Аминь.
Святитель Иоанн (Максимович)
***
Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает.
Прп. Серафим Саровский.