Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интернет-издание прихода в честь Владимирской иконы Божией Матери  ст. Чемолган Алматинской области

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Интернет-издание прихода в честь
Владимирской иконы Божией Матери

ст. Чемолган Алматинской области

№ 51 (450) 17 декабря 2017 г.

Чтения на Литургии: Еф. VI:10-17.
                                    Лк. XIII:10-17.

 

Владимирская икона Божией МатериНеделя 28-я по Пятидесятнице
Вмчц. Варвары. Прп. Иоанна Дамаскина

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

Исцелены десять прокаженных, а благодарить Господа пришел только один. Не такова ли пропорция благодарных, в общей сложности, людей, благодетельствуемых Господом? Кто не получал благ или, вернее, что есть в нас и что бывает с нами, что не было бы благим для нас? А между тем все ли благодарны Богу и за все ли благодарят? Есть даже такие, которые позволяют себе спрашивать: "зачем Бог дал бытие? Лучше бы нам не быть". Бог дал тебе бытие для того, чтоб ты вечно блаженствовал; Он дал тебе бытие даром, даром снабдил тебя и всеми способами к достижению вечного блаженства; за тобою дело: стоит только немножко потрудиться ради того. Говоришь: "да у меня все горести, бедность, болезни, напасти". Что же, и это в числе способов к стяжанию вечного блаженства: потерпи. Всю жизнь твою и мгновением нельзя назвать в сравнении с вечностью. Даже если бы и всю жизнь подряд пришлось пострадать, и то ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения. Не смотри на настоящее, а на то, что готовится тебе в будущем, и попекись сделать себя достойным того, и тогда горестей не заметишь. Все они будут поглощаться несомненным упованием вечных утешений, и благодарность не будет умолкать в устах твоих.

***
ИСЦЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИ ПРОКАЖЕННЫХ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В конце сегодняшнего евангельского чтения, которое все посвящено благодарности, есть короткие слова Христовы: Исцелилось десять прокаженных - а где же девять? Как не нашли они в себе теплоты сердечной, благодарности, чтобы воздать славу Богу? Как это так, что единственный, кто вернулся ко Христу прославить Бога и поблагодарить Его, это иноплеменник, чужой человек?

Нам кажется это таким странным - а вместе с этим, разве не это происходит все время, все время и в нашей личной, и общественной, и церковной жизни? Как редко мы умеем благодарить… О, просить мы умеем, ожидать помощи, внимания, ласки - умеем! Жаловаться на то, что она нам не дана тогда, когда нам хочется ее иметь - мы умеем. Но когда Бог или человек окажет нам внимание, мы это принимаем, как должное; когда Бог или человек окажет нам милость, мы на нее радуемся, мы ее берем, иногда ненадолго бережем - но благодарить забываем: разве не на то Бог существует, чтобы о нас заботиться? Разве не на то мой ближний существует, чтобы он меня не забыл?.. Нет - не на то! И мы проходим мимо каждого случая, от которого наша душа могла бы загореться радостью, стать счастливой, благодарной.

Бывает и другое, то именно, о чем говорит Христос: свои не благодарят, свои все принимают, как должное; благодарят трепетно, с изумлением, чужие... В данном случае, вероятно, это был самарянин, один из тех людей, который не только был прокаженный, больной, отверженный людьми, страхом для людей из-за своей заразной болезни, но такой человек, который и по рождению своему был для всякого израильтянина чужим: к нему не прикасались, от него отворачивались. И для него то, что Христос оказал ему милость, было не только чудом исцеления, - это было чудом и другого рода. Он вдруг обнаружил, что для Бога чужих нет, что хоть люди могут от него отвернуться, его не признавать за своего - Богу он свой, родной, никакие границы, никакие пределы и преграды не стоят между ним и Богом. И он вернулся; он вернулся в своей радости и благодарности, потому что он не только был исцелен: для него это было откровение любви, откровение о Боге.

Как часто бывает так и в нашей среде. Человек, который себя чувствует и считает еще чужим, не своим в нашей среде, получает какие-то знаки внимания, теплоты, ласки - и как он радуется тому! Он радуется, что ему блеснуло мгновение молитвы, что человек ему улыбнулся, что его поздравили с причащением, что его заметили - и все для него чудо. Самая малая милость, человеческая или Божеская, для него - чудо, радость и случай благодарить чуть ли не со слезами, трепетно, потрясенно. А потом человек делается «своим», он входит в наше общество, и тогда - как жутко видеть, что вместо того, чтобы радоваться на каждую мелочь, считать, что каждая крупица любви, молитвы, внимания, благодати - это чудо и ликование, человек все начинает принимать за должное и уже начинает считать и Бога, и людей своими должниками. Благодарить - нет! ему все мало. То, что когда-то было так дивно, редко, неслыханно, теперь стало для него обычным, на это он имеет право, это его собственное - а ему нужно новое, другое, еще, и еще; и разгорается жадность, духовная жадность, душевная жадность. И благодарение гаснет, как гаснет радость, как гаснет изумление о том, что бывают такие чудеса, что меня кто-то заметит, что меня заметит Бог, что вдруг оказывается, что я ни Богу, ни людям не чужой, а свой.

Подумаем над этим. Это ужас, перед которым я стою все время! Чужой человек - всему рад, свой - ничем не удовлетворен. Как это страшно!.. Когда это относится к нам, людям, то можно сказать: Да - мы не долюбили, мы не проявили достаточно внимания, тепла, ласки, понимания. Но когда это к Богу относится - разве это не уродство! Подумаем об этом и научимся благодарить. И если только мы научимся каждую самую малую долю радости принять в сердце, сделать ее предметом благодарения и ликования, тогда наша жизнь станет действительно вся искриться радостью, станет прекрасной. Каждый из нас станет для другого источником радости и причиной благодарения. И тогда мы не будем жаловаться на то, что все, все, все нам мало: каждое слово, взгляд, движение, от Бога или от человека будет для нас явлением, признаком того, что мы свои, а большей радости чем эта - нет. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

 

Св. великомученица Варвара.
Чем христианин может утешаться в скорбях?

I. Прочитывая житие воспоминаемой ныне святой великомученицы Варвары, нельзя не удивляться ее необыкновенным терпению и мужеству, с которыми она перенесла свои страдания. Так несмотря на немощь пола своего, юность лет и красоту телесную, из любви к Жениху небесному, она отвергла все на земле: отвергла любовь родительскую и представлявшееся в дому отеческом богатое наследие, отвергла выгодное замужество, которое отец ей предлагал, и в котором она могла бы еще более упрочить свое земное счастие. Чего отец ни употреблял при этом к тому, чтобы отвратить ее от исповедания имени Христова и удержать в языческом нечестии? И ласки, и угрозы, и самыя позорныя и тяжкия мучения. Но мужественную Варвару ничто не поколебало: невеста Христова согласилась лучше умереть, нежели выполнить беззаконную волю язычника отца, нежели изменить возлюбленному Жениху своему, за то и от Него на небе св. Варвара возвеличилась так, что не только сама получила на небе венец славы и сподобилась быть причастницею вечного блаженства, но и приобрела у Христа Бога нашего великое дерзновение ходатайствовать о всех, просящих у ней помощи; потому-то, братие, и св. церковь благоговейно чествует ныне память ея, и мы совершаем праздник сей в Божественном храме – да подвигнем праведницу в молитвах ее к ходатайству и заступлению о нас пред Богом. Но откуда в ней такое удивительное терпение и мужество? Что одушевляло ее среди ужасов смерти? Конечно, все это произошло в ней вследствие того, что она имела утешение свыше, или то «упование», которое, по слову апостола, «не посрамит». В противном случае, ни она да и никто из последователей Христовых не могли бы оказать столь изумительных подвигов самоотвержения. Ибо терпеть и в то же время не иметь утешения невозможно. Чем же утешались божественные страдальцы (в сей жизни) и «чем, вообще, христианин может утешаться в скорбях» – о сем ныне, при, свете слова Божия, в честь св. великомученицы Варвары, размыслим.

II. Христианин в скорбях утешается представлением а) любви Божией к себе, б) представлением благодетельного влияния скорбей на сердце человека и в) наконец, представлением непродолжительности скорбей и вечности будущаго блаженства.

а) Для человека нет ничего вожделеннее любви Божией: вожделенно для него здоровье телесное, вожделенно просвещение разума, вожделенно расположение к нему равных, благоволение высших; но дороже любви Божией, нужнее и спасительнее сего для него ничего не может быть в жизни. Блажен, сто крат блажен тот, кто приобрел это сокровище! Любовь Божия – это есть источник всех благ, это дверь к царству небесному. Если так, то напрасно мы почитаем несчастными тех, которые, по неисповедимым судьбам Всевышняго, подвергаются различным бедствиям. Сии несчастные, может быть, счастливейшие из всех, потому что на них почивает любовь Божия. Мы иногда думаем, что страждущие также забыты Богом, как забыл их мир. Оказывается напротив. Вернейший признак любви Божией, неоспоримейший признак милости Господней, есть именно то, если кто из праведников подвергается различным бедствиям и терпит различныя скорби. Что говорит писание? «Его же любит Господь, наказует»; еще: «аще наказание терпите, яко сыновом обретается вам Бог». (Евр. 12, 6–7). Так учит божественный апостол, так учит нас и собственный разум. Посмотрите на земных родителей: пламенная любовь их к детям не исключает для них наказаний. Что же побуждает и Отца небесного пасти нас иногда жезлом железным, если не та же любовь? По сему: «всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна. Аще бо наказание терпите, яко сыновом обретается вам Бог» (там же).

б) Если смотреть с надлежащей точки зрения на скорби и страдания, то увидим в них не зло, а высочайшее благо. Скажите, можно ли признать тот путь пагубным, который ведет к вечному блаженству? Но и еще ли вы не познали той истины, что «узкия врата и тесный путь вводят в живот вечный?» (Мф. 7, 14). Еще ли опыт не вразумил вас, что скорби, очищая сердце от скверны пороков, насаждают в нем высокия добродетели? Ясное познание самого себя, глубочайшее смирение, совершенная преданность воле Божией, твердое упование на промысл, дружелюбное обращение с ближними, презрение мира, стремление к небу – эти высокия добродетели не тогда ли приобретаются, когда человек впадает во искушения различна!

Истинно Господь, как самый величайший дар, посылает нам скорби и страдания. Если бы не было скорбей, то без сомнения мало было бы и спасаемых (Слова св. Антония Великаго). Опыт свидетельствует, что человек никогда не бывает так близок к погибели, как во время счастия. Счастие – это первый враг в деле нашего спасения, враг самый льстивый и самый опасный. Все его любят, но все от него страждет. Кто был Давид? Но и сей муж по сердцу Божию не мог устоять против соблазнов счастия. Кто был Соломон? Но и сей мудрейший из царей земных, при всей мудрости своей, не мог бороться с ним. Подлинно, великое счастие не быть побеждену счастием! Братие! если счастие столько опасно и пагубно для человека; то благоразумно ли скорбеть, когда оно нас оставляет? Не паче ли мы должны радоваться и благодарить Бога, что Он удаляет от нас сего опаснейшаго врага нашего спасения.

в) Конечно, трудно радоваться, когда все смущает и сокрушает дух наш: но для чего и печалиться много, когда время скорбей не продолжительно, а следующая за ними радость безконечна? Посмотрите на земледельца: самые тяжкие труды его облегчает одна мысль о будущей жатве. Посмотрите на странника: как мало чувствует он усталость, представляя себе любезную отчизну? Посмотрите на воина: чего он не терпит в надежде получить награду? Для чего же и мы, христиане, представлением будущаго не утешаемся в предстоящих скорбях? Или и будущее будет для нас так же горестно, так тяжело, как настоящее? Или Господь никогда не отрет слез от очей наших? Нет, мы не язычники, не имущие упования. Вера внушает нам, что скорби сопровождают истинного христианина не далее гроба; она уверяет нас, что в будущей жизни для праведников нет ни скорбей, ни страданий, но царствует одна радость,одно блаженство. А когда настанет сия блаженная жизнь, тогда чем покажутся все прошедшие труды наши, все огорчения и скорби, вся настоящая многострадальная жизнь наша? Не более как кратким сном, который, чем был страшнее, тем более доставил приятности после пробуждения. Тогда опытно познаем великую истину, проповеданную апостолом, что все нынешния страдания ничего не значат в сравнении с тою славою, которая нам предназначена.

III. Св. великомученица Варвара! Ты выну предстоишь лицу Божию и внемлешь молитвам всех, прибегающих к тебе с любовию. Умоли всеобщаго Владыку нашего Господа Иисуса, да не попустит нас в этом временном животе пасть под тяжестью скорбей и нужд житейских, которых у нас так много; да усладит Он, милосердый, молитвами твоими горечь земного, многобедного странствования нашего тою светлою надеждою и упованием, которыя были присущи тебе в твоих многострадаль,ных подвигах. Аминь.

протоиерей Григорий Дьяченко

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

       Союз православных граждан Казахстана    Сайт Православной Интернет Карусель