Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интернет-издание прихода в честь Владимирской иконы Божией Матери  ст. Чемолган Алматинской области

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Интернет-издание прихода в честь
Владимирской иконы Божией Матери

ст. Чемолган Алматинской области

№ 44 (496) 11 ноября 2018 г.

Чтения на Литургии: Еф. II:14-22.
                                    Лк. VIII:26-39.

 

Владимирская икона Божией Матери

Неделя 24-я по Пятидесятнице.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Гадаринский бесноватый по исцелении своем прилепляется к Господу и желает быть с Ним всегда; затем, услышав волю Его, идет и проповедует о благодеянии, им полученном, по всему городу. Благодетель привлекает, воля Его становится законом для облагодетельствованного, и язык не может удержаться, чтоб не возвещать о том, что получено от Него. Если бы мы не имели в памяти всех благ, полученных и получаемых от Господа, то не было бы между нами неблагодарных, не было бы нарушителей святой воли Его, не было бы таких, которые не любили бы Его более всего. В крещении мы избавлены от прародительского греха и всей погибельности его; в покаянии постоянно омываемся от грехов, непрестанно прилипающих к нам. Промышлением Божиим охраняемся от бед, нередко невидимых для нас самих, и получаем направление жизни наиболее безопасное для нас и благоприятное целям нашим; да и все, что имеем, все от Господа. Потому-то нам следует вседушно принадлежать Господу, во всем исполнять волю Его и прославлять имя Его пресвятое, а наипаче жизнью и делами, чтоб не быть хуже гадаринского бесноватого, который сразу оказался настолько мудрым, что стал достойным примером подражания для всех.

***
Исцеление гадаринского бесноватого
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Рассказ, который мы только что слышали, ставит нас лицом к лицу с тремя различными и несовместимыми положениями. Мы видим, во-первых, отношение к одержимому человеку сил зла, бесов, сил зла, которые всячески стараются его поработить, не оставить в нем ничего, что не было бы им подвластно, что не принадлежало бы им до конца, чем они не могли бы воспользоваться, чтобы творить свое зло. Эти силы бесовские можно назвать всеми названиями греха человеческого: если только мы даем власть в себе какому-либо греху, мы делаемся рабами греха (об этом и апостол Павел говорит подробно). И если мы делаемся рабами греха, то перед нами участь этого человека: всю жизнь прожить как оружие зла на земле, в безумии, в страдании, в творении зла.

Но за этим стоит более страшное. Бесы просили, чтобы Христос их послал в стадо свиное. Свиньи для евреев означали нечистоту: выбор бесов пойти в стадо свиное говорит о том, что все зло, которое в нас качествует, которое мы творим, которому мы прилепляемся, которому мы даем власть над собой – это именно осквернение и предельная нечистота. А предел этого порабощения мы видим опять-таки в судьбе свиного стада: оно погибло, ничего не осталось от него. Оно исполнило свое задание, и было уничтожено. Вот отношение сил зла к нам, к каждому из нас, ко всем нам в совокупности: к общинам, семьям, государствам, вероисповеданиям, – ко всем без исключения.

И вместе с этим мы видим отношение Спасителя Христа. Перед Ним – вся трагедия Вселенной, и Он, как бы забывая эту трагедию Вселенной, вернее, видя ее воплощенной, трагически, в одном человеке, оставляет все ради того, чтобы спасти этого человека. Умеем ли мы это сделать? Умеем ли мы забыть о больших задачах, о которых мы мечтаем, ради того, чтобы сосредоточить свое внимание, отдать свое сердце до конца, творчески, трагически, крестно одной-единственной нужде, которой мы можем помочь?

И третий образ – это образ людей гадаринских, которые знали, в каком состоянии этот бесноватый, видели ужас его бесноватости и слышали о том, что Христос его исцелил и какой ценой: цена была погибель их стада. И они пришли ко Христу, прося Его уйти, оставить их пределы, не творить более чудес, которые им дорого стоят: даже не жизни, не покоя, а вещественного богатства... Вот о чем они просили: Уйди от нас! Твои чудеса, Твоя Божественная любовь слишком для нас накладны – уйди!

Нам надо подумать о себе. Мы можем себя увидеть в образе этого бесноватого, потому что каждый из нас во власти тех или других страстей. В ком нет зависти, в ком нет горечи, в ком нет ненависти, в ком нет тысячи других грехов? Мы все, в той или другой мере одержимы, то есть под властью темных сил, а это и есть их цель: овладеть нами, чтобы мы стали ничем иным как орудием зла, которое они хотят творить и могут творить только через нас, но одновременно сделать нас не только творцами зла, но и страдальцами...

Подумаем о себе по отношению к другим людям: не хотим ли мы ими обладать? Не стараемся ли мы над ними властвовать, их поработить, сделать из них орудия нашей воли, предметы наших вожделений? Всякий из нас может в себе найти именно такие свойства, такие поступки, и увидеть вокруг себя такие именно жертвы.

И наконец, подумаем: мы Христовы. Неужели мы, будучи Христовыми, не выберем путь Христов, крестный, жертвенный путь, который может дать свободу другим, новую жизнь другим, если только мы оторвемся от всего того, что нас занимает, ради того чтобы обратить внимание на одну реальную, жгучую нужду? Подумаем об этом; потому что Евангелие к нам обращается не для того только, чтобы нам представить образы; Евангелие – призыв и вызов: где ты стоишь, кто ты, с кем ты?.. Каждый из нас должен себе ответить, и ответить Богу: кто мы? где мы? Аминь!

Митрополит Антоний Сурожский

***
Св. муч. Анастасия римлянка.

Св. ныне ублажаемая мученица Анастасия римлянка была воспитанница благочестивой женщины Софии, начальницы общества святых жен, основанного в виде женской обители недалеко от Рима. Сияя красотою и добродетелями, Анастасия, воспитанная Софиею, отвергла знатных женихов и, будучи 20-ти лет, решилась посвятить себя Богу. Когда о ее красоте и благочестии узнал правитель Рима Пров, он велел привести ее к себе. Святыя жены, увидев римских воинов, в страхе разбежались, но София удержала Анастасию, говоря ей: «дитя мое, не бойся: настало время твоего подвига». Потом София, узнав от воинов, зачем они пришли, попросила у них два часа времени, «чтобы нарядит девицу», и они стали ждать, думая, что она будет украшать дочь богатыми нарядами. София позвала свою дочь в церковь и стала увещевать ее: «ныне пришло тебе время, говорила она, явить любовь твою к Господу. Страданиями ты должна доказать, что достойна Жениха твоего. Не слушай льстивых слов, не прельщайся богатством и славой. Иди с веселием в чертог небесного Жениха и украшайся одеждою, обагренною в крови, как одеждою брачною. Помни мои попечения и молитвы о тебе. Я молилась, чтобы тебе соединиться с Господом. Не щади твоей красоты, не бойся мучений и смерти. Господь будет с тобою и облегчит твои муки». Анастасия ответила: «я готова положить жизнь за Господа. Я пойду к мучителю и исповедаю пред ним свою веру. Не бойся за меня, а молись Богу, чтобы Он меня не оставил». Слуги, узнав, что она «не одевается в богатые наряды, а молится Богу», взяли ее и, заковав в цепи, повели к правителю. На вопрос правителя, какого она рода, какой веры и как зовут ее, святая ответила: «я дочь римского гражданина, воспитана в благочестии христианском; имя мое Анастасия. Оно значит «воскресение». – Господь воскресит меня, чтобы сказать тебе правду и одолеть сатану, который внушает тебе злое». «Не раздражай меня, сказал правитель, я не желаю твоей гибели; но послушай: зачем ты прельстилась учением христианским? Ты губишь молодость твою, лишая себя наслаждений, которыя боги даровали нам. Поклонись богам и выбери себе мужа из знатного и богатаго рода; живи с нами в радости и почестях». Анастасия, подняв глаза на правителя, спокойно сказала ему: «Жених мой есть Господь Иисус Христос. Я желала бы не только один раз, но, если возможно, сто раз принять смерть за имя Его». Когда святую подвергли бичеваниям, она прославляла Бога пением псалмов: «Господь прибежище мое и заступник мой, не отступи от мене», воспела она. Один, бывший в толпе, христианин, по имени Кирилл, подал воды изнемогающей мученице и был наказан смертию. Мучения святой Анастасии были так жестоки, что даже народ, привыкший к таким зрелищам, с ужасом стал укорять правителя. Тогда изувеченное тело мученицы было обезглавлено и брошено за городом. София, узнав об этом, взяла его – и похоронила.

Остановимся на некоторых обстоятельствах страдания св. великомученицы Анастасии.

Когда пришли воины взять Анастасию, София, ее воспитательница, сказала им, «что девица будет наряжаться», а сама между тем пошла с нею в храм, и после долгих наставлений стала молиться. Что это? Солгала София? Нет, она этим только дала знать о других нарядах, необходимых будущей мученице, она имела в виду украшение не тела а души – не вещественное, а духовное – укрепление души ее наставлением, молитвою, терпением, преданностию Богу, упованием на Него и любовию к Нему. – Знают ли, помнят ли об этих украшениях, о нужде их нынешния христианские девицы? Посмотришь: как тщательно ныне девицы заботятся об украшениях внешних! Сколько требований в этом деле предъявляют они родителям! Сколько бывает из-за этого тревог, безпокойств, напрасных огорчений, даже слез! И как рано зараждается и проявляется в иных эта страсть к нарядам! Многие родители чуть не последния свои средства употребляют на это, – в более необходимом отказывают семейству, чтобы роскошно одеть свою дочь девицу. Но в сущности какие это пустыя, напрасныя заботы! К чему оне? Какая польза от них? Кто по нарядам судил когда о душевных качествах украшающихся? Христианским девам нужно помнить о другом украшении, которое внушает апостол всем женщинам христианским: «да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы, или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (Петр. 3, 3. 4). Слышите, что говорит апостол: велит заботиться о нетленной красоте, которая никогда не может оставить человека, наипаче же о кротости и скромности в слове в противоположность пустословию и раздражительности, и гневливости. «Сокровенный сердца человек» – это значит: должно заботиться о преисполнении сердца любовию, сострадательностию, чистотою и другими качествами, свойственными женскому полу, словом – должно блюсти над сердцем своим, возделывать ниву сердца своего, туда углубляться, туда проникать. Сердце – исходище жизни, – сердце чистое, и все поведение будет чисто, неукоризненно, – сердце преисполнено любви – и все действия будут выражением одной любви, будет каждое слово дышать любовию. И счастлива девица, наблюдающая над своим сердцем, развивающая это сердце более для чистой и святой любви. С таким любящим и чистым сердцем она и в простом одеянии превзойдет всех богато и роскошно одетых подруг своих, одетых красиво совне, но бедных, быть может, одеянием в душе.

Святая мученица Анастасия, любя молитву, и среди страданий молится и поет стих псалма. Она поет псалом: «Господи прибежище мое и заступник мой, не отступи от меня..». Знала она, хорошо знала эти богодухновеняыя песни св. царя Давида. По ним и прежде упражнялась в молитве, – псалмы и прежде были на устах и в сердце ея. Тоже и среди страданий. Она теперь особенное утешение и подкрепление находит для себя в молитвенном пении их.

Отчего бы и нам не возлюбить эту богодухновенную книгу? Отчего бы и нам хотя бы в минуты скорби, тоски, уныния, в минуты находящих на нас зол и искушений, отчего бы вместо слов ропота не повторять тот или другой псалом? Кажется никто из святых не перестрадал и не перечувствовал столько, сколько царь Давид, – а что чувствовал, то он излил на бумаге, заключил в свои богодухновенные псалмы. И смотрите, какое благодетельное действие производит пение их на душу скорбящаго! Святитель Тихон Задонский, когда жил на покое в Задонском монастыре, нередко приходил в уныние, зачем он так рано оставил управление епархиею и заключил себя в стены монастырския. Что же он делал среди таких минут уныния? Он, ходя по келлии, пел стих из псалма: «благо мне яко смирил мя еси». После неоднократного повторения этого стиха он совершенно успокаивался и отдавал себя в волю Божию, – и скорбь, и уныние проходили.

Послушаем, что говорит о действии псалмов блажен. Августин: «пение псалмов души украшает, ангелов на помощь призывает, демонов прогоняет, человеку грешному укрепление ума есть, заглаживает грех, прибавляет веру, надежду, любовь, – яко солнце просвещает, яко вода очищает, яко огонь попаляет, всякую ярость утишает, и гнев сокрушает, – хвала Божия непрестанная есть, подобно есть меду пение псалмов». Слышите, как восхваляет бл. отец и описывает действие псалмов? – Но что мы говорим о чтении и пении псалмов? Всем ли христианам известны эти усладительныя божественныя песни? Считают ли они своею обязанностию хотя что-нибудь знать из псалтири? По крайней мере все ли имеют у себя эту книгу? Далеко нет. К несчастию нужно сказать, что и при обучении детей, при обучении часто многому и многому, книгу псалтирь оставляют севершенно, как бы ненужную и непригодную, а для детей будто бы совершенно непонятную. И вот знают дети в иных школах много сказок, басен, стихов, даже песен, и часто ни одного псалма. Прискорбно это, прежде так не было, – прежде и чтению обучали по псалтири, – с псалтирью каждый христианин ознакомлялся таким образом еще в детстве, тогда еще узнавал ее, и при случае знал, как выразить свои чувства пред Богом, – и чувства хвалебныя, и благодарственныя, и просительныя, и радостныя и скорбныя. Всему этому научала его псалтирь. Дай, Господи, чтобы грамота, вступившая так недавно на прежний путь, принесла и те плоды какие она приносила прежде; а главное – привлекала бы к церкви и к молитве.

Господи! Молитвами великомученицы Анастасии, помоги нам преуспевать во всем, что нужно для спасения нашего, а особенно в молитве и в хвалении Тебя.

Протоиерей Григорий Дьяченко

       Союз православных граждан Казахстана    Сайт Православной Интернет Карусель