Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интернет-издание прихода в честь Владимирской иконы Божией Матери  ст. Чемолган Алматинской области

Святый великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас!

Интернет-издание прихода в честь
Владимирской иконы Божией Матери

ст. Чемолган Алматинской области

№ 51 (544) 6 октября 2019 г.

Чтения на Литургии: 2 Кор. 6:1-10.
                                    Лк. 5:1-11.

 

Пророк,  Предтеча и Креститель Господень Иоанн

Неделя 16-я по Пятидесятнице.

Зачатие честного, славного Пророка,
Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

 Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Лк. 5, 1-11). Целую ночь трудились рыбари и ничего не поймали; но когда Господь вошел в их лодку и, после проповеди, велел забросить мрежу, поймалось столько, что вытащить не могли и мрежа прорвалась. Это образ всякого труда без помощи Божией, и труда с помощью Божией. Пока один человек трудится, и одними своими силами хочет чего достигнуть - все из рук валится; когда приближится к нему Господь, - откуда потечет добро за добром. В духовно-нравственном отношении невозможность успеха без Господа осязательно видна: "без Мене не можете творити ничесоже ", сказал Господь. И этот закон действует во всяком. Как ветка, если не сращена с деревом, не только плода не приносит, но иссыхая и живность теряет, так и люди, если не состоят в живом общении с Господом, плодов правды, ценных для жизни вечной, приносить не могут. Добро какое и бывает в них иногда, только на вид добро, а в существе недоброкачественно; как лесное яблоко и красно бывает с виду, а попробуй - кисло. И во внешнем, житейском отношении тоже осязательно видно: бьется, бьется иной, и все не в прок. Когда же низойдет благословение Божие, - откуда что берется. Внимательные к себе и к путям жизни опытно знают эти истины.

* * *
“Выйди от меня, я человек грешный...”


Слыша сегодняшний евангельский рассказ об улове рыб и об ужасе Апостола Петра, когда он вдруг узнал и пережил, Кто находится рядом с ним в его утлой лодке, мы испытываем или, вернее, должны испытывать страх за ту легкость, с которой мы приближаемся к Богу, ожидая от Него встречи лицом к лицу.

К Богу мы должны приближаться и идти к Нему всегда, но идти с духом сокрушенным, сердцем смиренным, идти, сознавая, что никакого права мы не имеем на эту встречу и что если она случится, то только по безграничной, непонятной Божией милости.

Но обычно мы не так идем к Богу. Мы становимся на молитву – и тут же ожидаем глубоких религиозных переживаний; мы приходим в храм – и как бы требуем от Бога, чтобы Он нам дал молитвенное настроение. Мы живем, изо дня в день забывая Его присутствие, но в те моменты, когда мы вдруг об этом присутствии вспоминаем, мы как бы требуем от Бога, чтобы Он сразу же отозвался на нашу мольбу, на наш крик, на наше желание.

Часто Бог не приближается к нам потому, что если мы в таком духе к Нему обращаемся, то встреча с Ним была бы для нас судом, перед которым мы не могли бы устоять. Он встал бы перед нами и сказал: Ты звал Меня – с чем ты передо Мною стоишь?.. И мы остались бы безмолвны, трепетны и осуждены. Поэтому, когда мы молим Бога, чтобы Он скорее ощутимо отозвался на наш вопль или просто на наше желание встречи, мы делаем ошибку: мы должны искать Бога, но ждать трепетно того момента, когда Он захочет явиться нам.

Но и тогда, как бы мы были богаты духом, если бы мы были способны пережить эту встречу, как пережил ее Петр, который осознал, Кто с ним, пал к Его ногам и сказал: «Выйди от меня, Господи, я человек грешный!» Мы часто молимся, воображая, что мы уже находимся в Царстве Божием, что мы уже принадлежим Божией семье, что мы уже среди тех, которые могут ликовать в Его присутствии. Как часто должны бы мы отдавать себе отчет, что всей своей жизнью мы вышли из этого Царства, что в нашей жизни Бог не Царь, Он не Господь, Он не Хозяин, Он даже не Друг, который в любую минуту может постучаться и ради которого мы способны все забыть.

Если бы мы так стояли вне и стучали в дверь, если бы сознавали, как мы еще чужды всего того, что обозначает Царство Божие, тогда мы не порывались бы, как мы это часто делаем, иметь какие-то ощутимые религиозные переживания или непосредственное Божие откровение Его присутствия и Его приобщения. Мы стояли бы кротко, тихо, смиренно, зная, что нам по праву места нет там, где Он находится, но зная также, что Его любовь простирается до пределов земли, до пределов бездны.

Будем вспоминать почаще эти дивные слова Петровы: Выйди от меня, Господи, я человек грешный! – и когда будем приступать к молитве, будем в этом духе приступать, кротко стоя у двери, стуча трепетной рукой – не откроет ли Господь?.. Но если не откроет, пусть будет для нас достаточной радостью то, что мы Его знаем, любим, что мы к Нему стремимся, и покажем Ему правду нашей любви, истинность нашей веры, честность, добротность наших стремлений такой жизнью, которая сделала бы для нас возможным встретиться с Господом лицом к лицу и услышать от Него радостный глас, а не скорбный. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

ПОДАРОК ИОАННУ ПРЕДТЕЧЕ
Слово на Рождество Предтечи Господня Иоанна
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!


Сегодня особенный праздник – день рождения святого Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя Господня. Церковь не так часто празднует дни рождения. Есть Рождество Спасителя, есть праздник Рождества Богородицы, и вот один из немногих праздников, когда мы вспоминаем рождение святого – это Рождество Пророка Иоанна Предтечи. При чём праздник этот особенно выделяется среди других и называется «Великим», т.е. праздник, который нельзя назвать двунадесятым, потому что он не связан с жизнью Спасителя и Богородицы, но он связан с жизнью особенного человека, с жизнью пророка, который называется величайшим из всех пророков.

Сегодня мы вспоминаем человека, которого Господь называет самым большим из рожденных женами. И это не правитель, у которого в подчинении было огромное количество людей и который завоевал большие территории. Это не учёный, который открыл какие-то законы мироздания и написал множество книг. Это даже не духовный писатель, который оставил после себя наставления и поучения по разным вопросам и в большом колличестве тому. Это человек, который взошёл как яркая звезда на совсем короткое время и очень скоро после начала своей проповеди был убит, но этот человек, которого Господь называет «величайшим из рождённых женами». И о его величии мы узнаём со страниц Евангелия, когда видим, чтосам Архангел Гавриилспустился от Престола Божия для того, чтобы возвестить радостную новость родителям святого Иоанна, священнику Захарии и его жене Елисавете, о том, что их долгое неплодство прекратится и Господь пошлет им сына. Сам Архангел Гавриил является Захарии во время богослужения в храме, когда тот кадит перед святым жертвенником, и объявляет ему о рождении Предтечи, который придет перед Мессией, перед Спасителем для того, чтобы приготовить для Него путь.

Когда мы говорим о святом Иоанне, мы часто говорим о его величии, о его подвигах и о его трудах. Но не так часто мы видим в нём величину его человеческого духа. Ведь действительно, какую нужно имеьб любовь к Богу, чтобы жить в пустыне, довольствуясь только тем, что в этом пустынном месте можно найти для пропитания, находясь в одиночестве до 30 лет. Какую любовь к людям нужно иметь, чтобы каждый день принимать толпы людей, которые приходят со своими грехами, со своими немощами, со своей искарёженной и испорченной жизнью на покаяние. Для этого нужно иметь огромную силу, огромную любовь к людям и большую доброту.

Святой Иоанн, помимо того, что был подвижником и аскетом, был действительно по духу уже христианином ещё до начала христианской церкви. И все слова, которые мы находим на страницах Евангелия, которые произносит святой Иоанн Предтеча, все эти слова удивительно красивые, удивительно сильные и замечательные. Мы видим, как он говорит: «Покайтесь, обратитесь, потому что уже приблизилось Царствие Божие!». Мы видим, как он говорит о себе, когда ученики к нему приходят и говорят: «Смотри, вот ученики Иисуса крестят больше, чем ты». Он говорит: «Пришёл Жених и я, как друг Жениха, радостию радуюсь, слыша голос Жениха! Ему должно расти, а мне умаляться».

Но помимо слов о Царствии Божием и помимо слов о Самом Спасителе святой Иоанн Креститель говорил и об обычной человеческой жизни. Когда к нему приходили разные люди – и простые ремесленники, и книжники, и воины, он для каждого из них старался найти слово, для того, чтобы научить их праведной жизни перед Богом, для того, чтобы приободрить их, и для того, чтобы дать им ту заповедь, которую они смогут понести.

И вот мы видим: однажды к Иоанну Крестителю пришли воины и спрашивают: «Что нам делать для того, чтобы жить праведно, для того, чтобы угождать Богу». И тогда святой Иоанн начинает свою речь со слов: «Никого не обижайте». Никого не обижайте – Это заповедь святого Иоанна Крестителя. Эта заповедь не очень сложная, но для святого Иоанна очень важная, потому что в своей речи он ставит это на первое место.

Ведь как часто в мире люди обижают друг друга! Для мирского человека обидеть другого стало уже привычкой, но эти мирские привычки должны отойти, когда мы хотим жить с Богом. Ведь как удобно обидить другого человека, если у нас есть сила или власть. Но даже в отсутствии у нас какой либо силы или власти, мы умудряемся обижать наших ближних. И если мы хотим жить с Богом, нам очень важно прислушаться к заповеди Иоанна Предтечи. Он говорит простые слова – никого не обижайте.

И в этот день – день рождества святого Иоанна Крестителя – что мы можем ему принести? Он прожил на столько праведную жизнь, что , вроде, даже если мы будем молиться о нём, то мы нисколько ему не прибавим. Мы не можем ему принести ничего вещественного. Но, в этот день – в день Рождения святого Иоанна, мы можем исполнить его заповедь. Мы можем помнить о его словах и можем постараться исполнить его просьбу: «Никого не обижайте!». Если мы возмём себе это за правило, то сам святой Иоанн будет содействовать нам в нашей жизни. Если мы постараемся не обижать наших ближних, тогда он сам будет предстоять перед Богом и хадатайствовать за нас. Он с радостью будет отвечать на наши молитвы и в тот день, когда мы телом умрём и предстанем перед Престолом Божиим, он сам перед Богом будет нашим заступником и скажет: «Да, этот человек и грешил, и каялся, и имел множество немощей, но он сохранил мою заповедь – он никого не обижал». И тогда, по молитвам святого Иоанна Господь даст нам Царствие Вечное, даст нам вечную жизнь в Царствии Божием!

Будем помнить об этих простых словах великого и доброго человека, самого великого из пророков Иоанна Предтечи, постараемся с любовью относиться к нашим ближним, постараемся исполнить хотя бы одну простую его заповедь: «Никого не обижайте» и тогда, по молитвам святого Иоанна Господь помилует и спсёт нас, и введёт в Царство Своё Небесное. Аминь.

Иеромонах Андроник (Пантак)

        Сайт Православной Интернет Карусель