Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

ВведениеПротоиерей Александр Шабанов
     

Наш современник, поэт Михаил Никитин посвятил Празднику Введения во Храм Пресвятой Богородицы такие простые и искренние строки:

Пятнадцать ступеней, ведущие в Храм,
До Вести Благой пятнадцать ступеней.
Их вместе с Марией пройти бы и нам –
   До храма дойти и вступить в его сени.

 

В одной из самых уютных, тёплых книг русской литературы – повести Ивана Шмелёва «Лето Господне» – есть эпизод, посвящённый Введению Пресвятой Богородицы во Храм:

«Завтра заговины перед Филипповками. Так Рождественский пост зовётся, от апостола Филиппа; в заговины 14 числа ноября месяца как раз почитание его. А там и Введение, а там и Николин день… Нет, долго ещё до Рождества.           (Так думает мальчик)

- Ничего не долго. И не оглянешься, как подкатит тут радость и начинаются Филипповки, – утешает Горкин… самое священное (!) пойдёт, праздник на празднике, душе свет, Крёстного Лександру Невского поздравлять пойдём, пешком по Москва-реке, 23 числа ноября месяца. Заговеемся с тобой завтра, пощенье у нас пойдёт на огурчиках – на капустке кисленькой – духовитой посидим, грешное нутро прочистим, – Младенца Христа сречать. Введение вступать станет – сразу нам и засветится.

- Чего засветится?

- А будто звезда нам в уразумение…»

Так скажет старый плотник, «филёнщик» Горкин.

У каждого праздника свой свет, своя духовная сила, своя история. История Введения не описана в Новом Завете. Она – из Священного Предания Церкви, из той живой памяти народа Божьего, что хранит воспоминания о событиях, связанных со Спасителем, как до Его Рождества (Воплощения), так и после Светлого Воскресения. Эта история сберегалась церковной общиной Иерусалима (I-го века), поскольку многие христиане помнили и Саму Пречистую Деву, и Храм с теми 15-ю ступенями Её восхождения. Кто-то, возможно, был даже очевидцем событий того дня и видел праведных Иоакима, Анну, дев со свечами и седого Первосвященника, вводившего трёхлетнюю Марию во Святая Святых.

Предание это устно передавалось на протяжении столетий и настолько вросло в богослужебную череду предрождественских дней, что стало почитаться особым Праздником. Мальчик Ваня узнаёт о нём от Горкина, рассказавшего, что «уразумение» начнётся, когда в Церкви «Христос рождается» запоют.

Как и любой другой христианский праздник, Введение рассказывает о чём-то конкретном, что-то напоминает и, конечно, учит. 

Праведные родители Иоаким и Анна долго ждали рождения своего ребёнка, ждали помощи свыше и, получив от Господа этот великий дар, теперь возвращают его. Здесь рассказ, – а урок заключается в том, что мы должны ясно понимать: полученное от Неба – Небу и должно быть посвящено.

Хотя, собственно, что можно отдать Тому, Кто владеет всем? Сердце, кровь, предельно говоря, – жизнь и свободу. Отдать со словами: «Прими, Господи, они мне не нужны, если я не с Тобой».

«Красивая, благочестивая легенда», – скажут о Введении скептики – и ошибутся. Событие Св. Истории лишено чего-то легендарного, фантастического (выдуманного). Многих детей, по достижении ими определённого возраста, приводили в Иерусалимский Храм, кого-то оставляли там среди сверстников и подростков постарше.

И свечи возжигались, и число ступеней ко входу оставалось неизменным, но память, которая подчас надёжнее хроник и архивов, сохранила тот факт, что Отроковица Мария была введена в самое таинственное и священное место Храма. В этом и явлено Чудо, освящающее человеческую Историю.

«Один храм, живой и человеческий, входит в другой, каменный, и изнутри завершает его смысл и назначение» (Прт. А. Шмеман).

Про события того дня могла рассказывать первохристианской общине Сама Пречистая; мог и тот отважный безымянный Первосвященник, посмевший нарушить закон, поражённый Откровением. Ведь он признал в Деве Ту, через Которую в мир придёт Господь (в мире воплотится).

Церковь Христова исповедует веру, согласно которой в Человеке-Иисусе к нам приходит Творец мiра и наш Небесный Отец и совершается это через Ту, Которая в этот Праздник названа «Пречистым Храмом».

Так что Введение – событие, имеющее отношение непосредственно к каждому из нас, к жизни человека, стоящего перед Богом, надеющегося на спасение, а не «благочестивая легенда», которой можно и не доверять.

Быть может, мальчик Ваня ещё и не готов понять всего высокого содержания Праздника Введения во Храм, но в напевных словах Горкина он чувствует некую трепетную тайну. И ему со временем она откроется, как и смысл слов многих молитв, прошений, среди которых самой частой, возможно, будет и следующая:

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистой Твоей Матери прими покаяние нас недостойных, исцели болезни души и тела».

 

Главный редактор газеты «Православная Тверь»

07 Декабрь 2012

http://tvereparhia.ru/publikaczii/publikatsii/2807-protoierej-aleksandr-shabanov-vvedenie-vo-

xram-presvyatoj-bogorodiczy

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

       Союз православных граждан Казахстана    Сайт Православной Интернет Карусель