Символы Пасхи
Диакон Максим ТОГУБИЦКИЙ
Что мы вспоминаем в первую очередь при слове «Пасха»? Куличи, крашеные яйца, красные облачения священников… А какие еще есть символы, связанные с торжеством Светлого Христова Воскресения?
Одним теплым весенним утром в небольшом провинциальном городке на лавочке возле дома сидела небольшая девчушка и с удовольствием ела кусочек сладкого, покрытого глазурью и изюмом пасхального кулича. Дело происходило в середине 60-х годов, и проходящая мимо учительница начала стыдить ребенка: «Как тебе не стыдно?! Как ты, советский человек, внучка октября, можешь есть кулич? Ведь Пасха - это не наш, это церковный праздник!» «Нет, – ответила девочка, - Пасха это наш, очень хороший, светлый и… (девочка долго подбирала слово) вкусный праздник»1.
Великая Среда. В портрете Иуды узнаю себя
Предательство друга – страшная случайность или вероятная закономерность? Психолог и психотерапевт Марина Филоник попыталась составить психологический портрет Иуды Искариота и понять, что же в человеческой душе может стать предпосылкой к предательству.
Интересно, что обычно словосочетание Великая Среда не вызывает особого отклика у многих верующих. Куда более на слуху и активно переживаемы Великий Четверг, Страстная Пятница, Великая Суббота и, наконец, Пасха – Светлое Христово Воскресение.
Однако этот день Великой Среды по преданию определил многое в библейской истории. Это день предательства Иуды, когда он решился и пошел к первосвященникам в храм, как пишет Евангелие, «чтобы предать Его им» (Мк. 14:10, 43–46).
Вербное воскресенье: Какое торжество и какое горе в этом празднике!
Митрополит Антоний Сурожский
Какое торжество и какое горе в этом празднике! Люди, слышавшие о том, как Христос воскресил от мертвых Лазаря, толпами собрались на Его пути, встречали Его, как царя, пели «Осанна». Осанна -слово еврейское, которое значит: «Спаси, молим Тебя об этом!» – и такие слова могли быть обращены не к земному только царю, но к ожидаемому помазаннику Божию, – к Мессии, к Тому, Кто в представлении этих толп должен был освободить Свой народ от рабства и восстановить Царство Израилево. И эта толпа встречала Его, потому что несмотря на всё: на Его проповедь, на Его личность, на свидетельство Ветхого Завета, не понимала, что Царство Божие – не торжество одного народа над другим, не победа земного Израиля, а установление нового Царства, Царства любви, и что это Царство можно установить, только отдавая свою жизнь до конца, жертвуя всем – и жизнью, и смертью.
Человек, приходящий в мир
Материал Андрея Десницкого посвящен отношению к детям в Библии.
У христиан всегда было два главных праздника — Пасха и Рождество. Но если Пасха, воскресение Распятого — это событие, равного которому не было в мировой истории, то Рождество выглядит чем-то совершенно заурядным: родился на свет Младенец.
Да, это был особый Младенец, но тогда еще никто этого не знал, Он еще ничего не совершил. Откуда такое внимание к рождению человека? Действительно ли оно занимает в Библии такое важное место?
Милостыня и молитва – помощь усопшим
Все мы люди грешные, умираем со грехами. Нет никого из нас, кто бы, умирая, не осознал, что он грешен пред Богом. Но все мы хотя и умрем телом, но будем живы духом пред Владыкой жизни. Слово Божие говорит: на сие бо Христос и умре и воскресе и оживе, да и мертвыми и живыми обладает (ср.: Рим. 14, 9). Сам Спаситель говорит: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. Душа наша, по разлучении с телом, является на суд Божий. Этот суд частный — прежде Всеобщего Суда. Всеобщий Суд будет последний, во Второе страшное Пришествие Господа Иисуса Христа на землю, по общем воскресении нашем, когда души наши соединятся с телами. Он будет совершаться торжественно, перед лицом целого света, и решит участь нашу в Жизни Вечной; а суд частный бывает тотчас после разлучения души с телом, перед Богом, совестью нашей и перед светлыми Ангелами Божиими и злыми духами. Он определяет положение наше только до Всеобщего Воскресения и Страшного Суда. Злые духи будут обличать и обвинять нашу душу в злых делах наших, а светлые Ангелы будут защищать нас добрыми делами нашими против каждого греха, выставляемого злыми духами.
Прежнее прошло. Не бойся
Я заметил, что у людей, обращающихся к священнику, есть что-то общее, и это общее – страх. В душе у них царит какая-то тревога. На нас давит случившееся в нашей жизни и происходящее теперь, мы беспокоимся и за будущее: что нас ждет впереди? что принесет нам завтрашний день? что произойдет в обществе? что будет с нашим здоровьем, страной? как мы справимся со своими финансовыми проблемами? И вот мы уже не спим, как раньше – в мире и спокойствии, мы в большинстве своем чего-то боимся.
Великий Пост приблизился
Расстановка приоритетов
Великий Пост приблизился к нам. Церковь, которая уже давно нас к нему готовила, предлагает вступить на его поприще, говоря что настало время благоприятное и двери милосердия Божия открыты широко как никогда (если конечно так можно выразиться о Том, кто Сам Есть Милосердие).
Что делать в пост? Каково оно – постное делание. Что главное?
Покаяние – великое чудо
«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония моя я сознаю, и грех мой всегда предо мною.» (Пс. 50:1-2)
В современной церковной жизни христианин исповедуется каждый раз, когда готовится стать участником Божественной Литургии и таинства Евхаристии. Но зачастую Исповедь воспринимается как «Билет на Причастие». Христианин исповедует одни и те же грехи из года в год, один и тот же листок с перечнем грехов переживает несколько исповедей. И часто в такой исповеди нет места покаянию, потому что раскаяние — это не перечисление безнравственных поступков, а твёрдое намерение изменить себя, открыться Богу и повернуться лицом ко Христу. И не может быть прощения там, где нет искреннего призыва и надежды на милосердие, человеколюбие и прощение Отца Небесного.
О СИЛЕ МАТЕРИНСКОГО СЛОВА
Протоиерей Сергий Николаев
«Мир начал свое бытие от Слова, говорит нам тайнозритель и апостол Иоанн Богослов. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:1-3).
Словом мы именуем Самого Бога, слово роднит нас с Творцом, по дару слова человека называют словесным существом, в отличие от остального животного мира.
Велика творческая сила слова – «Словом Господним небеса утвердишася» (Пс.32:6). И не только в устах Господа слово несет в себе силу творения. Спаситель открывает апостолам истину, что всякий, имеющий веру хоть с горчичное зерно, может словами передвигать горы.