Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интернет-издание прихода в честь Владимирской иконы Божией Матери  ст. Чемолган Алматинской области

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Интернет-издание прихода в честь
Владимирской иконы Божией Матери

ст. Чемолган Алматинской области

№ 21 (577) 7 июня 2020 г.

Чтения на Литургии: Деян. 2:1–11.
                                  Ин. 7:37–52, 8:12.

 

Владимирская икона Божией Матери

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

Совершилась икономия нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святой. Ибо спасение наше «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (1Пет.1:2). Того ради и крещаемся «во имя Отца и Сына и Святого Духа», обязуясь «соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28:19–20). Не исповедующие Пресвятой Троицы не могут иметь части в спасительных действиях Лиц Ее и, следовательно, получить спасение. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной, предавшей нам исповедание о Себе! «Отче Вседержителю, Слове и Душе, треми соединяемое во Ипостасех естество пресущественне и пребожественне, в Тебя крестились, и Тебя благословим во все веки».

***
ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА. 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сейчас будем просить о полноте Святого Духа, Который Церковь наполнил, Который в Церкви живет, Которого мы получили в день, когда нас крестили и миропомазали, но Которого мы теряем – грехом, рассеянностью, жизнью не по Христу. Будем молиться о том, чтобы сошел на нас Вседержитель Святой Дух, и будем силиться принести те плоды Духа, которые описаны святым апостолом Павлом из недр его опыта: мир, радость, любовь, терпение и другие плоды, которые он упоминает, и венец которых, вершина которых – самозабвенная, жертвенная, радостная, все свое отдающая любовь. Будем молиться, чтобы Господь нам дал Духа, а сами обязуемся ныне трудиться над тем, чтобы не напрасно снизошел на нас Святой Дух. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский

СВЯТОЙ ДУХ В ПИСАНИИ И В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Для чего мы ходим в Церковь? Чтобы иметь духовную жизнь. А что такое духовная жизнь? Не дерзая давать точный и полный ответ, скажем просто: это отношения человеческого духа с Духом Святым. Появление христианства ознаменовало начало качественно новой духовной жизни на земле – начало жизни в Духе.

Конечно же, Святой Дух присутствовал в мире с момента его творения и в некоторой мере общался с человеком в Ветхом Завете, однако в то время «Бог был с человеком, но Бог не был в человеке». Даже когда Христос воплотился, между Богом и нами оставалась некая преграда. В таинстве же Пятидесятницы Бог Дух «открывается миру в сокровенности человеческого сердца, в невысказанных воздыханиях души».

Говорить о Святом Духе трудно, даже святые отцы прямо о Нем почти не проповедовали. Действительно, по сравнению с тем, что мы знаем об Отце и Сыне, в отношении Святого Духа есть некая тайна. Например, в Писании Он часто являет Себя скорее не как личность, но как сила (хотя мы исповедуем Святого Духа как Божественную Личность). Богословы пишут: Бог Отец и Бог Сын, условно говоря, уже исполнили Свою миссию по спасению людей, а Святой Дух продолжает действовать сейчас. Ныне Его время. Можно даже сказать, что мы живем в эру Святого Духа. Отношения же Святого Духа с человеком таинственны, прикровенны, неопределимы и до конца нам не понятны.

Страшно дерзать уверенно говорить на такую сокровенную и глубокую тему, но обсуждать то, что говорит Священное Писание о действии Духа в нашей жизни, мы можем. Надо сказать, подобных мест в Библии немало.

Например, Иоанн Богослов в одном из своих посланий пишет, как отличить Духа Святого от вражеского духа заблуждения: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 2:3). Отсюда мы узнаем, где Духа Святого искать не следует. Его нет в тех учениях, которые не исповедуют Иисуса Христа как вочеловечившегося Бога. Например, у свидетелей Иеговы, считающих, что Христос – это архангел Михаил (удивительно, как можно отнять у Христа и Его Божество, и Его человечество!) Или в йоге и прочих оккультных учениях и практиках, игнорирующих Христа или отрицающих Его богочеловечество.

Нам это важно помнить, потому что мы иногда являем удивительную всеядность в духовной жизни. Есть множество людей, которым главное, чтобы было «духовно» – а каково качество этой «духовности», их не интересует. Но духовность бывает разная, так как действовать могут разные духи. Об этом и говорит Иоанн Богослов.

Другую важную вещь о Святом Духе сообщает нам апостол Павел. Он пишет, что Духа Святого имеет в себе каждый церковный христианин. Странное дело! – многие христиане отрицают это по ложному смирению, думая, что Духа в себе имели только праведники. «Святой Дух не может приблизиться ко мне, ибо я грешен», – говорят они. Само смирение похвально, но такая логика неверна. Если бы Дух Святой не нисходил к грешникам, Его просто не было бы в Церкви, ибо наша Церковь и есть собрание кающихся грешников. Бог дает благодать не по нашим якобы добрым делам, а по факту нашего пребывания в Церкви. Если ты крещен, миропомазан и тебя допускают ко Причастию, не смей говорить: я не знаю Духа Святого. Да, ты можешь выгнать Духа из своей жизни грехами, но не говори, что ты не знаешь Его, ибо Он приходил к тебе.

Вот что апостол сообщает об этом христианам: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"» (Гал. 4:6). «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21-22). И даже еще резче: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9).

Апостол Павел также пишет о том, что присутствие Духа Святого в нашей жизни должно заставить осознать нашу инаковость по отношению к миру. Христианин есть человек не от мира сего: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2:14-15). Не будем удивляться, что мир может не понимать нашего христианства. Христианин для мира есть инородное тело. Как соринка в глазу рождает слезы и боль, пока она не будет удалена, так и настоящий христианин в мире. Дух Святой не от мира сего, и мы, принимая Духа в таинствах Церкви, принимаем и Его неотмирность.

Для всякого церковного человека, имеющего в себе начатки Духа, дом – на небесах, а мы ужасно прилеплены к земле. Мы стараемся расположиться в этом мире так, будто мы здесь навечно. Хорошо бы нам даже в необходимой житейской суете никогда не терять чувство бездомности, естественное для всякого христианина! Как написано в «Послании к Диогнету» о христианах: «Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; участвуют во всем, как граждане, но все терпят, как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество и всякое отечество – чужая страна».

Святой Павел уточняет, что это чувство бездомности буквально должно мучить христианина. «Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:22-23). Всякий человек, имеющий начаток Духа, есть человек «стенающий и ожидающий Искупления». Кстати, этим объясняется, почему души гениальных, сверходаренных людей всегда разрывались от несказанной муки: они чувствовали свою инородность по отношению к миру. Именно отсюда томления души и трагедии жизни великих писателей, поэтов, художников, музыкантов. Дух домой просится! – вот причина всех этих трагедий. И чем больше даров Божиих, тем сильнее подобное чувство. О тоске по утерянному раю и пел наш талантливый поэт: «Дом стоит, свет горит, из окна видна даль... Так откуда взялась печаль? И вроде жив, и здоров, и вроде жить – не тужить... Так откуда взялась печаль?»

Все мировые страдальцы, о которых нельзя говорить без слез, – Бетховен, Шуберт, Шопен, Гоголь, Достоевский, Ван Гог – крещеные люди. Феномен страдающего гения – явление христианского бытия. Здесь правит Дух, влекущий человека на Небо с такой силой, что человек едва ли не разрывается пополам и платит огромную цену за свои бессмертные произведения.

Писание также говорит нам, какими должны быть плоды Духа. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23). «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5:9). Для чего нам дается Дух Святой и Его дары? Для жизни в Церкви, для работы над нашим спасением. Даются, чтобы преумножить их и принести к ногам Христовым плоды. Вспомним, что дерево познается по плодам, а дерево бесплодное срубают и бросают в огонь (см. Мф. 3:10). Всякий же плод требует труда. Поэтому, кстати, через неделю после Пятидесятницы Церковь предлагает верующим Петров пост. Исполнившись Духа Святого, мы должны приняться за серьезную работу по выращиванию плодов духовных.

Все это нам важно помнить, потому что мы часто воспринимаем дары Божии как сладкую конфету. Мы приходим в храм, принимаем благодать, радуемся... Это правильно и хорошо, но ведь в Церкви мы получаем не только радость, но и грозное оружие для борьбы с грехом. Если во время сражения солдат не будет использовать боевое оружие, его осудят. И дары Духа могут обратиться нам в осуждение, если мы не используем их в битве за нашу вечную жизнь.

Получив на праздничной Литургии дары Духа Божьего, стоит задуматься: что я с этим буду делать? Как использую драгоценный дар? Да укрепит нас Господь на всякое доброе дело и духовный труд для созидания нашего спасения, которое и даруется, и зарабатывается одновременно. Дух Божий, таинственный и непостижимый, Который «дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3:8), да не отступит от всех нас.

Сергей Комаров
Портал «Православная жизнь»

    ;   Сайт Православной Интернет Карусель