Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интернет-издание прихода в честь Владимирской иконы Божией Матери  ст. Чемолган Алматинской области

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Интернет-издание прихода в честь
Владимирской иконы Божией Матери

ст. Чемолган Алматинской области

№ 28 (584) 26 июля 2020 г.

Чтения на Литургии: Рим. 15:1–7.
                                   Мф. 9:27–35.

 

Владимирская икона Божией Матери

Неделя 7-я по Пятидесятнице.
Память святых отцов шести Вселенских Соборов.
Собор Архангела Гавриила.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

"По вере вашей да будет вам", сказал Господь двум слепцам, и тотчас отверзлись очи их. Насколько веры, настолько привтечения Божеской силы. Вера приемник, уста и вместилище благодати. Как легкие у одного бывают большие, а у другого маленькие, и те больше принимают воздуха, а эти меньше, - так и вера у иного большая, у другого маленькая, и та больше принимает даров от Господа, а эта меньше. Бог всюду есть, все объемлет и содержит, и любит обитать в душах человеческих; но входит в них не насильно, хоть всемогущ, а как бы по приглашению, ибо не хочет нарушать дарованной Им человеку власти над собою или права хозяйства в себе. Кто отворяет себя верою, того преисполняет Бог, а кто затворился неверием, в того не входит хоть и близ есть. Господи! приложи же нам веру, ибо и вера Твой же дар. Из нас же всякий должен исповедать: "я же беден и нищ" (Пс. 69, 6).

***
Исцеление двух слепцов и немого
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Раз за разом мы читаем и в Евангелии, и в Ветхом Завете о чудесах и, поистине, можем видеть их на протяжении веков в жизни Церкви: чудеса исцеления, чудеса обновления человеческой жизни силой Божией. И иногда люди – все мы – задаем себе вопрос: что такое чудо? Означает ли оно, что в момент его Бог насилует собственное творение, нарушает его законы, ломает что-то, Им Самим вызванное к жизни? Нет: если так, то это было бы магическим действием, это значило бы, что Бог сломил непослушное, подчинил силой то, что слабо по сравнению с Ним, Который силен.

Чудо – нечто совершенно иное; чудо – это момент, когда восстанавливается гармония, нарушенная человеческим грехом. Это может быть вспышка на мгновение, это может быть начало целой новой жизни: жизни гармонии между Богом и человеком, гармонии тварного мира со своим Творцом. В чуде восстанавливается то, что должно быть всегда; чудо не означает что-то неслыханное, неестественное, противное природе вещей, но наоборот, такое мгновение, когда Бог вступает в Свое творение и бывает им принят. И когда Он принят, Он может действовать в Своем творении свободно, державно.

Пример такого чуда мы видим в рассказе о том, что случилось в Кане Галилейской, когда Матерь Божия обратилась ко Христу и на этом убогом сельском празднике сказала Ему: У них вино кончилось!.. Сердца людей еще жаждали человеческой радости, а вещество радости иссякло. И Христос обращается к Ней: Что между Мной и Тобой, почему Ты Мне говоришь это?.. И Она не отвечает Ему прямо; Она обращается к слугам и говорит: Что бы Он ни сказал – то сделайте... Она отзывается на вопрос Христов действием совершенной веры; Она неограниченно верит в Его мудрость и в Его любовь, и в Его Божественность. В это мгновение, потому что вера одного человека распахнула дверь для всякого, кто выполнит то, что ему сказано, Царство Божие водворяется, в мир вступает новое измерение вечности и бездонной глубины, и то, что было иначе невозможно, становится реальностью.

Здесь мы поставлены перед лицом тех необходимых условий, которые делают возможной эту восстановленную гармонию. Прежде всего, должна быть нужда, нужда реальная; не обязательно трагическая, она может быть и незатейливой, но она должна быть подлинной. Радость и горе, болезнь и подавленность в равной мере нуждаются быть приведенными в нечто большее, чем земля, в нечто такое же просторное и глубокое, как Божественная любовь и Божественная гармония.

Должна быть также беспомощность: пока мы думаем, что мы можем что-то сделать сами, мы не даем пути Богу. Мне вспоминаются слова одного западного святого, который говорил: когда мы в нужде, мы должны передать все попечение Богу, потому что тогда Он должен что-то сделать, чтобы спасти Свою честь... Да, пока мы воображаем себя хоть отчасти хозяевами положения, пока мы говорим: Я сам, – Ты только немножко помоги – мы не получим помощи, потому что эта помощь должна разметать все человеческие ухищрения.

И следующее – это Божественное сострадание, о котором мы слышим так часто в Евангелии: милосердова Господь... Христос сострадает, Христос жалеет, и это значит, что Он посмотрел на этих людей, которые в нужде, которые ничем не могут облегчить свою нужду, и испытал боль в Своем Божественном сердце о том, что вот люди, чья жизнь должна быть полнотой и торжествующей радостью – а они измучены нуждой. Иногда это голод, иногда – болезнь, иногда – грех, смерть, одиночество: что угодно, но Божия любовь может быть только или ликующей, торжествующей радостью – или распинающей болью.

И вот, когда соприсутствуют все эти элементы, тогда устанавливается таинственная гармония между Божией скорбью и человеческой нуждой, человеческой беспомощностью и Божией силой, любовью Божией, которая выражается во всем: и в великом, и в малом.

Поэтому научимся такой чистоте сердца, такой чистоте ума, которая сделает нас способными обращаться к Богу с нашей нуждой, не пряча от Него своего лица: или, если мы недостойны приступить к Нему, то приступим, припадая земно к Его ногам, и скажем: Господи! Я недостоин, я недостойна! Я недостоин стоять перед Тобой, я недостоин Твоей любви, недостоин Твоего милосердия, но вместе с этим я знаю Твою любовь еще больше, чем я знаю свое недостоинство; и вот, я прихожу к Тебе, потому что Ты – любовь и победа, потому что в жизни и в смерти Твоего Единородного Сына Ты явил мне, как дорого Ты меня ценишь: цена мне – вся Его жизнь, все страдание, вся смерть, сошествие во ад и ужас его, ради того, чтобы я только был спасен...

Станем же учиться этой творческой беспомощности, которая заключается в том, чтобы оставить всякую надежду на человеческую победу ради уверенного знания, что Бог может то, чего мы не можем. Пусть наша беспомощность будет прозрачностью, гибкостью, всецелым вниманием – и вручением Богу наших нужд; нужды в вечной жизни, но и незатейливых нужд нашей человеческой хрупкости: нужды в поддержке, нужды в утешении, нужды в милости. И всегда Бог ответит: если хоть немножко можешь поверить, то все возможно. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский

***
Собор св. архангела Гавриила.

В день собора в честь св. архангела Гавриила воспоминаются и прославляются все чудесныя его явления, как благовестника тайны воплощения Сына Божия и служителя домостроительству спасения мира.

Св. архангелу Гавриилу вверено от Святаго Духа служение тайнам Божиим и – преимущественно тайне вочеловечения Сына Божия для спасения человека. По сей причине святая церковь и называет его провозвестником таин Божиих и служителем чудес, и, по древнему преданию, изображает св. архангела то с зерцалом из ясписа в шуйце и фонарем с возженною свещею в деснице, (так как судьбы Божии о спасении человека до времени были прикровенны и являемы были людям только гадательно, как неясные образы предмета, отражающагося в зеркале), то с райскою ветвию в руке, которая принесена была архангелом Богоматери в час благовещения.

Св. писание и предание соединяет имя его с величайшими из новозаветных событий, ряд которых начинается благовестием о рождении Приснодевы Марии, принесенным архангелом матери Ея, скорбевшей о своем безплодии. Под его же небесным осенением и руководством Пресвятая Дева провела и отроческие годы Свои в храме иерусалимском, в котором воспитываема и приготовляема была к великому служению Своему. Он возвестил и престарелому Захарии рождение от него Предтечи, и за его неверие сему возложил на уста его печать молчания.

Наконец, «егда прииде кончина лета», – архангел Гавриил сходит, по выражению церкви, с небесных кругов, для благовествования избранной от всех родов Богоотроковице о рождении от Нея Бога Слова. «И вшед к Ней рече: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах!.. И се зачнеши во чреве и родиши Сына и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий и Сын Вышняго наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца» (Лук. 1, 28–31).

Служение новозаветным тайнам святого архангела Гавриила не окончилось с вочеловечением сына Божия. Надобно думать, что в качестве служителя сих таин, он был одним из первых в числе тех ангелов, которые служили Спасителю во время земной жизни Его (Марк. 1, 13). Св. церковь верует, что он-то был тот ангел, который укреплял Спасителя в молитвенном подвиге Его в Гефсимании и был свидетелем как Его предсмертной скорби, так и преданности в волю Божию (Лк. 22, 43), и что также он благовестил и женам о преславном возстании от гроба И. Христа.

Но особенным предметом служения св. арханг. Гавриила была, по мнению церкви, Пресвятая Дева Мария. Его небесному охранению вверены были как первые, так и последние годы земной жизни Ея, и – когда наступило время отшествия Ея из сей жизни, – тот же св. архангел возвестил Богоматери о сем, и в знак скораго и блаженного соединения Ея с Сыном и Богом Своим принес Ей райскую ветвь.

Таким образом имя архангела Гавриила соединено для христиан с самыми великими и утешительными воспоминаниями.

История нынешняго праздника в честь архангела Гавриила напоминает нам о той истине, что ангелы Божии принимают великое участие в спасении людей и посылаются от Господа для служения им в необходимых и важных случаях.

Что же должна внушать нам, к чему должна побуждать нас эта истина?

Во-первых, мы должны от всей души чтить и благодарить св. ангелов за их служение нам. Они во всех отношениях превосходнее нас: они суть чистые – безплотные духи, а мы обложены грубою перстию; они предстоят престолу Божию и «выну видят лице Отца небеснаго» (Матф. 18, 10), а мы весьма удалены от Него не только по месту, но и по грехам нашим. Поэтому, казалось бы, не ангелы нам, а мы им должны бы служить, как низшие высшим; но у св. небожителей нет гордыни. Они во всем действуют любовию и по сей-то любви охотно исполняют благопромыслительныя о нас повеления Божии, снисходят к нам на землю, охраняют нас своим попечением и являются нам во благовременную помощь. Не должны ли мы за это быть признательны к ним? не должны ли чтить и величать их, как великих благодетелей наших и споспешников нашего спасения?

Во-вторых, мы должны усердно призывать свв. ангелов в помощь и твердо надеяться, что они окажут нам ее в нужных случаях. И добрые люди помогают другим по просьбе их: могут ли же отказать нам в помощи своей ангелы Божии, когда мы будем взывать к ним о ней? Если же мы не видим их и не замечаем иногда благотворного их действия: то это потому, что «дух плоти и кости не имать» (Лук. 24, 39), а мы привыкли на все взирать телесными очами, которыми нельзя видеть безплотнаго.

В-третьих, мы должны всемерно блюсти себя от грехов, которые могут удалять от нас свв. ангелов и препятствовать им делать нам добро. Ибо «кое общение свету ко тьме» (2Кор. 6, 14)? Как может чистый дух приступить к человеку, смердящему грехами? как он может внушать благую мысль грешнику, когда сей помышляет только о зле? Грехи, как страшная пропасть, разлучают его с ним, и он принужден бывает удалиться от него, как некогда «Дух Господень отступи от» злобного "Саула" (1 Царств. 16, 40).

Наконец, и паче всего, мы должны пещись о вечном спасении нашем, для коего собственно св. ангелы и посылаются от Бога в служение нам. Если Бог «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1Тим. 2, 4); если Он ради нашего спасения употребляет все средства и некогда послал на землю к нам Единородного Сына Своего, а ныне посылает св. ангелов: то ужели мы сами вознерадим о спасении нашем? Все земное и вещественное, все, о чем мы ныне так печемся, – слава и богатство, почести и удовольствия – все это оставит нас, когда мы умрем; а душа наша будет жить вечно, и вечно будет страдать, если мы не очистим ее ныне от грехов, не украсим добродетелями, и не сделаем достойною войти в царство небесное. Поэтому все мы и паче всего должны пещись теперь о вечном спасении ея: ибо «какая польза человеку», говорит Спаситель, «аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит» (Матф. 16, 26).

Итак, обратимся к празднуемому ныне св. архангелу Гавриилу, воззовем к нему молитвенно: святый архангел Гаврииле! призирай милостиво на всех нас, коснись дарованною тебе благодатию сердца нашего и возбуди в нас чувство покаяния ко спасению душ наших. Молим тя, сотвори по молению нашему и порадуй сим нас в настоящий день празднества твоего. Аминь.
протоиерей Григорий Дьяченко

***
Один из признаков любви — «не раздражаться». Темная гневливость, раздражительность, как паутина, висит в мире над народами, семьями и сердцами. И эта раздражительность человеческая, иногда вызванная пустяком, отравляет жизнь.
свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Шаховской)

    ;   Сайт Православной Интернет Карусель