Пресвятая Богородице, спаси нас!
Интернет-издание прихода в честь
Владимирской иконы Божией Матери
ст. Чемолган Алматинской области
№ 38 (594) 4 октября 2020 г.
Чтения на Литургии: 2 Кор. 6:16 – 7:1.
Мф. 15:21–28.
Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении.
Отдание праздника Воздвижения
Животворящего Креста Господня.
Обре́тение мощей свт. Дими́трия Ростовского, митрополита.
МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
(Недели по Воздвижении) «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк.8:34). За Господом Крестоносцем нельзя идти без креста; и все, идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного; а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений? Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венцы!
***
Исцеление дочери хананеянки.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Хананеянка, которая приступила ко Христу, моля Его исцелить ее беснующуюся дочь, – язычница: в то время евреи, единственные, кто верил в Единого Бога, не общались с язычниками, сторонились, чуждались их. И вот эта женщина подходит ко Христу: это уже говорит о том, что она в Нем увидела нечто, чего она не видела в других, что она почуяла нечто в Нем: чутьем, сердцем уловила что-то, что внушило ей доверие и сняло с нее страх, что она будет прогнана.
И она обратилась к Нему со словами, которые мы находим также в Евангелии от Марка на устах слепого Вартимея: Иисус, сын Давида!.. Это уже – исповедь веры: конечно, не во Христа как Сына Божия, но во Христа как рожденного от царственной ветви Давида, из которой должен родиться Спаситель мира: Иисус, сын Давида, помилуй мою дочь! Она беснуется...
А Христос идет Своим путем, молча, не отзываясь на ее крик. И ученики обращаются к Нему: Отпусти ее, – она же за нами следует, как бы преследуя нас этим криком надежды и отчаяния... Отпусти ее не значит прогони: это значит: Неужели Ты не пожалеешь? Она же тоже человек – или нет? Или нам чуждаться таковых? Разве человеческое горе в язычниках не так же страшно мучительно, как и в нас? Отпусти ее с миром...
И Христос говорит: Я не послан ко всем: Я послан к погибшим овцам израильского дома... Хананеянка же отвечает: Господи! Помоги... Она не отвечает на Его замечание, что Он не к ней послан; она просто верит, что Он ее пожалеет; она не спорит; она не утверждает: Как же так, – я тоже человек! – нет, она просто верит... И Христос испытывает ее веру еще раз; Он эту веру, конечно, знал; и хананеянка, верно, знала Его прозрение; но ученикам, вероятно, надо было измерить глубину веры, на которую способен язычник. Он ей говорит: Нехорошо отнять хлеб от детей и отдать псам... Эти слова кажутся такими жестокими, беспощадными; мне кажется, что их можно понять, если представить себе Спасителя, опустившего Свой взор – внимательный, вдумчивый, сострадательный взор – к поднятым глазам этой женщины; она слышала эти слова – как она слышала и другие жесткие слова – но она слышала их, и одновременно видела лик Божественной Любви, обращенный к ней. И она отвечает как бы с улыбкой: Да нет, Господи! Ведь и собаки питаются от крупиц, которые падают со стола их хозяев... Это можно сказать только из глубины веры и из сознания, что жестокие слова не исходят из черствого сердца.
И Спаситель тут, как в других случаях, на веру отзывается любовью и Своей властью целить, миловать и спасать: О женщина! Велика вера твоя! Да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. Здесь мы видим еще и еще раз, что нет предела, нет границ Божию состраданию, что Он не делит людей на верующих и неверующих, на своих и чужих: для Него чужих нет – все свои; но вместе с этим Он и ожидает и требует от нас не легковерия, а истинной веры, готовности довериться Богу, но и готовности пробиться к Богу криком, мольбой, верой. И этому мы должны научиться от хананеянки. Аминь. Митрополит Антоний Сурожский
***
Св. Димитрий ростовский.О помощи нуждающимся в пропитании.
Св. Димитрий митрополит ростовский, память коего совершается ныне, родился в 1651 году в Киевской губернии от благочестивых родителей – сотника Саввы и Марии и при крещении был наречен Даниилом. После домашняго обучения он воспитывался в Киевском братском училище. На восемнадцатом году своей жизни он, по влечению своего сердца, постригся в монашество, а чрез шесть лет черниговский архиепископ Лазарь Баранович посвятил его в иеромонаха и назначил в проповедники при кафедральном соборе. Строгая подвижническая жизнь, которую проводил св. Димитрий, отличала его пред другими, так что он еще в мододые годы сделан был настоятелем одного монастыря в Черниговской губернии. Но тяготясь заботами, соединенными с этим званием, он скоро отказался от настоятельства и удалился в Киево-Печерскую лавру, где предался молитвенным подвигам и ученым занятиям. Здесь он начал составлять «Жития святых», под названием «Четьи-Миней» т. е. помесячныя чтения, которые впоследствии сделались любимым и драгоценным чтением благочестивого русского народа. В 1701 году св. Димитрий за свои добродетели и труды был посвящен в сан митрополита тобольского и сибирского для распространения веры Христовой между многочисленными язычниками, обитавшими в этой отдаленной стране. Однако, по слабости своего здоровья, он не мог отправиться туда, вследствие чего в следующем году назначен был митрополитом ростовским.
Св. Димитрий, как ревностный пастырь, неусыпно заботился о спасении своей паствы, неутомимо назидал ее словом и примером святой своей жизни. Он всячески старался обратить на путь правый и спасительный проживавших в его епархии раскольников. Словом и писанием он доказывал этим заблудшим овцам стада Христова, что вера их не права, учение душевредно, дела предосудительны.
Келейная жизнь святителя Димитрия была преисполнена высоких подвигов воздержания, любви к ближним, милосердия и христианской благотворительности. Пищу принимал он простую и притом в самом малом количестве, а в первую и страстную неделю великого поста вкушал по однажды. При каждом ударе часового колокола он советовал всем вспоминать смертный час и произносить с крестным знамением молитву Господню и – Богородице. Несмотря на свой высокий сан, он был для всех доступен и с любовию принимал всех, приходивших к нему за наставлениями. Все свое достояние святитель употреблял на помощь нуждающимся, так что никто не уходил от него без вещественного пособия. Вдовы и сироты, бедные и убогие находили у него пищу и одежду, он никак не мог отказать просящему, безкорыстно раздавая все, сам довольствуясь лишь самым необходимым в жизни. Нестяжательность св. Димитрия и самоотверженная любовь его к ближним ясно видны из духовной грамоты, которую он написал за два года до смерти. «Со времени пострижения, писал о себе святитель в этой грамоте, и до приближения ко гробу не приобретал я имения, не собирал золота и серебра, не имел лишних одежд и никаких вещей, кроме самых необходимых; все получаемое от благодетелей и начальства употреблял на нужды монастырей, на помощь бедным». За свою благочестивую жизнь св. Димитрий удостоен был самой мирной кончины, которую он предвидел заранее; он скончался 28-го октября 1709 года на пятьдесят девятом году своей благоплодной жизни. Через сорок два года мощи св. Димитрия обретены были нетленными и прославились благодатными знамениями, явившими в нем угодника Божия, молитвенника за Русскую землю.
Из многих добродетелей, украшавших собою прославляемаго нами святителя ростовского Димитрия, усвоим себе хотя одну, а именно – «милосердие и cострадательность к нуждающемуся в нашей помощи ближнему».
По слову Спасителя, нищих мы всегда имеем с собою и потому всегда можем проявить на деле боголюбезную добродетель милосердия. С нами во множестве встречаются несчастные, злополучные, требующие нашего попечения о них. Сколько есть бедных, покрытых рубищами и не имеющих ни крова, ни дневного пропитания? Здесь – убогая вдова, от которой дети напрасно ждут хлеба, ибо она и сама питается только слезами; там – безприютные старцы, отягченные немощами, страждущие неизлечимыми болезнями, не имеющие сил добывать себе трудом кусок хлеба. Есть даже голодающия селения и целыя местности, страдающия недостатком в необходимых жизненных припасах.
Чье сердце не тронется сожалением или состраданием ко всем таким несчастным? Не братья ли они наши? Не для того ли Всевышний Промыслитель некоторых и ущедряет благами, чтобы они уделяли от своих избытков бедным и неимущим? Облегчать участь несчастных побуждают нас как собственное наше сердце, так и прямыя повеления Божии. «Отверзи руце твои брату твоему нищему» (Втор. 15, 11), говорил Бог в древнем завете: «просящему у тебя дай» (Лук. 6, 30), заповедал нам Спаситель.
Как повинны пред Господом те, которые отвращаются от нуждающихся, которые не хотят уделить для нищаго даже и куска хлеба от своей богатой трапезы! Какое великое, страшное наказание ожидает от Мздовоздаятеля тех людей, которые не только не подают помощи голодающим, но еще, пользуясь их тяжелым положением, делают себе от них неправедные прибытки? Св. Василий Великий говорит о таком жестокосердом человеке: «не стоит ли он, чтобы причислить его к лютым зверям, призвать человекоубийцею? Каких наказаний заслуживает тот, кто жестокосерд к человеку голодному?».
Воздерживаясь от таких постыдных для христианина дел, будем, возлюбленные, оказывать посильную помощь всякому требующему, ничесоже за это чающе. Будем питать голодных, призревать страждущих, утешать посильно их горькую участь. Своим состраданием к бедствующим от голода мы лучше всего докажем, что не напрасно называемся христианами, что мы помним и готовы исполнять святыя заповеди Спасителя нашего, И. Христа, Который на страшном Своем суде сострадательным и милосердным христианам скажет: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Протоиерей Григорий Дьяченко
***
ПРИТЧА
Однажды к авве Дорофею пришел послушник и спросил: «Отче, как я могу исполнить заповедь «не суди»? Если я вижу, что мой брат солгал, должен ли я считать, что все равно он поступил правильно?» В ответ услышал он от старца: «Если скажешь: «Мой брат солгал» – ты скажешь правду. Но если скажешь: «Мой брат лжец», то осудил его. Ибо это осуждение самого расположения души его, произнесение приговора о всей его жизни. И добавил авва: а грех осуждения, по сравнению с любым иным грехом, – бревно и сучок по притче Христовой.