ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ЧТЕНИЯ СВЯТОГО И ВЕЛИКОГО ПОСТА
1 седмица
пн (Ис. 1: 1-20.; Быт.1:1-20; Притч.1:1-20)
вт (Ис. 1: 19 – 2: 3; Быт.1:14-23; Притч.1:20-33)
ср (Ис. 2: 3-11; Быт.1:24-2:3; Притч.2:1-22)
чт (Ис. 2: 11-21; Быт.2:4-19; Притч.3:1-18)
пт (Ис. 3: 1-14; Быт.2:20-3:20; Притч.3:19-34)
2 седмица
пн ( Ис.4:2-5:7; Быт.3:21-4:7; Притч.3:34-4:22)
вт ( Ис.5:7-16; Быт.4:8-15; Притч.5:1-15)
ср ( Ис.5:16-25; Быт.4:16-26; Притч.5:15-6:3)
чт ( Ис.6:1-12; Быт.5:1-24; Притч.6:3-20)
пт ( Ис.8:1-14; Быт.5:30-6:8; Притч.5:20-7:1)
3 седмица
пн ( Ис.8:13-9:7; Быт.6:9-22; Притч.8:1-21)
вт ( Ис.9:9-10:4; Быт.7:1-5; Притч.8:32-9:11)
ср (Ис.10:12-20; Быт.7:6-9; Притч.9:12-18)
чт (Ис.11:10-12:2; Быт.7:11-8:3; Притч.10:1-22)
пт (Ис.13:2-13; Быт.8:4-21; Притч.10:31-11:12)
4 седмица
пн (Ис.14:24-32; Быт.8:21-9:7; Притч.11:19-12:6)
вт (Ис.25:1-9; Быт.9:8-17; Притч.12:8-22)
ср (Ис.26:21-27:9; Быт.9:19-10:1; Притч.12:23-13:9)
чт (Ис.28:14-22; Быт.10:32-11:9; Притч.13:20-14:6)
пт (Ис.29:13-23; Быт.12:1-7; Притч.14:15-26)
5 седмица
пн (Ис.37:33-38:6; Быт.13:13-18; Притч.14:27-15:4)
вт (Ис.40:18-31; Быт.15:1-15; Притч.15:7-19)
ср (Ис.41:4-14; Быт.17:1-9; Притч.15:20-16:9)
чт (Ис.42:5-16; Быт.18:20-33; Притч.16:17-17:17)
пт (Ис.45:11-17; Быт.22:1-18; Притч.17:17-18:5)
6 седмица
пн (Ис.48:17-49:4; Быт.27:1-41; Притч.19:19-25)
вт (Ис.49:6-10; Быт.31:3-16; Притч.21:3-21)
ср (Ис.58:1-11; Быт.43:26-31, 45:1-16; Притч.21:23-22:4)
чт ( Ис.65:8-16; Быт.46:1-7; Притч.23:23-24:5)
пт (Ис.66:10-24; Быт.49:33-50:26; Притч.31:8-31)
О ветхозаветных чтениях Великого поста …
Святые отцы называли Ветхий Завет путеводителем ко Христу, потому что весь Ветхий Завет являлся временем подготовки людей к принятию обещанного Богом Спасителя. Через разные прообразы и пророчества Бог открывал потомкам Адама и Евы то, как будет совершено спасение. Поэтому в дни Великого поста многие из этих прообразов и пророчеств повторяются, напоминают каждому верующему, что пост есть время ожидания торжества Царства Божия, дарованного нам через Господа Иисуса Христа.
Кроме псалмов в течение Великого поста еще несколько книг Ветхого Завета прочитываются полностью. Это Бытие, книга Притчей Соломоновых и книга пророка Исайи.
Бытие — книга, которая открывает Библию. Бытие рассказывает нам о сотворении мира и человека, о грехопадении и обетовании Богом Мессии — Спасителя. В Бытии верующие видят примеры веры и исполнения воли Божией в жизни праведников: Ноя, Авраама, Исаака, Иакова и его семьи. Читая Бытие, мы учимся видеть в окружающем мире — творение Божие, в людях — образ и подобие Бога (см.: Быт. 1, 26). Пусть все это омрачилось, запятналось грехопадением, но Бог обещал, что семя жены сотрет главу змия (см.: Быт. 3, 15). Бытие с особенно силой показывает и человеческую слабость, но одновременно говорит о том, как Бог Своим благим Промыслом направляет все ко благу, делает слабого сильным, помогает верующему преодолеть любые испытания и трудности.
Притчи Соломоновы — это сборник мудрых мыслей, пословиц и целых рассказов. Собственно, от названия этой книги — «причти» или по-гречески «паремии» — и происходит общее богослужебное название ветхозаветных чтений. Царь Соломон — сын и наследник царя Давида — является примером мудрости. Сердце разумное — вот то истинное богатство, которое мы, подобно Соломону, можем просить у Бога.
Притчи и есть выражение мудрости, данной Богом. Мудрость Божия — это не ученость в нашем человеческом понимании Через заповеди и любовь к Богу приобретается столь желанная мудрость, с помощью которой человек становится способным к исполнению воли Божией. Премудрость Божия призывает ищущих ее на пир: Кто неразумен, обратись сюда! И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума» (Притч. 9, 4–6). Как голодный желает насытиться, так и обратившиеся к Богу должны желать насыщения Его Премудростью.
Следующая ветхозаветная книга, полностью прочитываемая в течение Четыредесятницы, — пророчество Исайи. Не случайно пророка Исайю называют в церковной традиции ветхозаветным евангелистом. Ведь именно он произнес пророчество о рождении Спасителя от Девы. Но Исайя пророчествовал не только о грядущем Христе. Пророк обличал неправды и грехи правителей и народа. Путь греха — возвращение назад, уход от праведности в погибель, отказ от той Божественной мудрости, к которой призывал царь Соломон.
Чтение этих трех книг начинается в понедельник первой седмицы Великого поста. Каждый день три эти книги будут уводить нас все дальше в познании Промысла Божия о мире и человеке, стремлении к мудрости Божией и укреплении надежды на встречу с обещанным Мессией.