Пресвятая Богородице, спаси нас!
Интернет-издание прихода в честь
Владимирской иконы Божией Матери
ст. Чемолган Алматинской области
№ 47 (653) 14 ноября 2021 г
Чтения на Литургии: Гал. 2:16–20.
Лк. 8:26–39.
Неделя 21-я по Пятидесятнице.
Бессребреников и чудотворцев Космы́ и Дамиа́на Асийских
и матери их прп. Феодо́тии
Мысли свт. Феофана Затворника
Гадаринский бесноватый по исцелении своем прилепляется к Господу и желает быть с Ним всегда; затем, услышав волю Его, идет и проповедует о благодеянии, им полученном, по всему городу. Благодетель привлекает, воля Его становится законом для облагодетельствованного, и язык не может удержаться, чтоб не возвещать о том, что получено от Него. Если бы мы не имели в памяти всех благ, полученных и получаемых от Господа, то не было бы между нами неблагодарных, не было бы нарушителей святой воли Его, не было бы таких, которые не любили бы Его более всего. В крещении мы избавлены от прародительского греха и всей погибельности его; в покаянии постоянно омываемся от грехов, непрестанно прилипающих к нам. Промышлением Божиим охраняемся от бед, нередко невидимых для нас самих, и получаем направление жизни наиболее безопасное для нас и благоприятное целям нашим; да и все, что имеем, все от Господа. Потому-то нам следует вседушно принадлежать Господу, во всем исполнять волю Его и прославлять имя Его пресвятое, а наипаче жизнью и делами, чтоб не быть хуже гадаринского бесноватого, который сразу оказался настолько мудрым, что стал достойным примером подражания для всех.
***
Исцеление гадаринского бесноватого
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Рассказ, который мы только что слышали, ставит нас лицом к лицу с тремя различными и несовместимыми положениями. Мы видим, во-первых, отношение к одержимому человеку сил зла, бесов, сил зла, которые всячески стараются его поработить, не оставить в нем ничего, что не было бы им подвластно, что не принадлежало бы им до конца, чем они не могли бы воспользоваться, чтобы творить свое зло. Эти силы бесовские можно назвать всеми названиями греха человеческого: если только мы даем власть в себе какому-либо греху, мы делаемся рабами греха (об этом и апостол Павел говорит подробно). И если мы делаемся рабами греха, то перед нами участь этого человека: всю жизнь прожить как оружие зла на земле, в безумии, в страдании, в творении зла.
Но за этим стоит более страшное. Бесы просили, чтобы Христос их послал в стадо свиное. Свиньи для евреев означали нечистоту: выбор бесов пойти в стадо свиное говорит о том, что все зло, которое в нас качествует, которое мы творим, которому мы прилепляемся, которому мы даем власть над собой – это именно осквернение и предельная нечистота. А предел этого порабощения мы видим опять-таки в судьбе свиного стада: оно погибло, ничего не осталось от него. Оно исполнило свое задание, и было уничтожено. Вот отношение сил зла к нам, к каждому из нас, ко всем нам в совокупности: к общинам, семьям, государствам, вероисповеданиям, – ко всем без исключения.
И вместе с этим мы видим отношение Спасителя Христа. Перед Ним – вся трагедия Вселенной, и Он, как бы забывая эту трагедию Вселенной, вернее, видя ее воплощенной, трагически, в одном человеке, оставляет все ради того, чтобы спасти этого человека. Умеем ли мы это сделать? Умеем ли мы забыть о больших задачах, о которых мы мечтаем, ради того, чтобы сосредоточить свое внимание, отдать свое сердце до конца, творчески, трагически, крестно одной-единственной нужде, которой мы можем помочь?
И третий образ – это образ людей гадаринских, которые знали, в каком состоянии этот бесноватый, видели ужас его бесноватости и слышали о том, что Христос его исцелил и какой ценой: цена была погибель их стада. И они пришли ко Христу, прося Его уйти, оставить их пределы, не творить более чудес, которые им дорого стоят: даже не жизни, не покоя, а вещественного богатства... Вот о чем они просили: Уйди от нас! Твои чудеса, Твоя Божественная любовь слишком для нас накладны – уйди!
Нам надо подумать о себе. Мы можем себя увидеть в образе этого бесноватого, потому что каждый из нас во власти тех или других страстей. В ком нет зависти, в ком нет горечи, в ком нет ненависти, в ком нет тысячи других грехов? Мы все, в той или другой мере одержимы, то есть под властью темных сил, а это и есть их цель: овладеть нами, чтобы мы стали ничем иным как орудием зла, которое они хотят творить и могут творить только через нас, но одновременно сделать нас не только творцами зла, но и страдальцами...
Подумаем о себе по отношению к другим людям: не хотим ли мы ими обладать? Не стараемся ли мы над ними властвовать, их поработить, сделать из них орудия нашей воли, предметы наших вожделений? Всякий из нас может в себе найти именно такие свойства, такие поступки, и увидеть вокруг себя такие именно жертвы.
И наконец, подумаем: мы Христовы. Неужели мы, будучи Христовыми, не выберем путь Христов, крестный, жертвенный путь, который может дать свободу другим, новую жизнь другим, если только мы оторвемся от всего того, что нас занимает, ради того, чтобы обратить внимание на одну реальную, жгучую нужду? Подумаем об этом; потому что Евангелие к нам обращается не для того только, чтобы нам представить образы; Евангелие – призыв и вызов: где ты стоишь, кто ты, с кем ты?.. Каждый из нас должен себе ответить, и ответить Богу: кто мы? где мы? Аминь!
Митрополит Антоний Сурожский
***
Св. чудотворцы и безсребренники Коcма и Дамиан.
(О грехе сребролюбия).
Сегодня празднуется память двух безмездных врачей, именуемых Космою и Дамианом. Два брата Косма и Дамиан были дети одной благочестивой вдовы. Воспитанные в благочестии, они получили от Бога дар исцелять болезни, и помогали не только людям, но и животным. И помогали безмездно, помня заповедь Господню: «туне приясте, туне и дадите».
Св. безсребренники Косма и Дамиан, безмездно врачевавшие больных, «научают нас избегать страсти сребролюбия», которая, овладев нашею душею, может окончательно погасить у нас любовь к Богу и ближним и лишить нас вечнойжизни.
Св. отцы сильно обличают порок сребролюбия. Так св. I. Златоуст говорит: «сребролюбие – ужасный зверь, великое зло! Оно сделало Иуду и святотатцем и предателем, несмотря на то, что он творил чудеса, находился со Христом, Который не имел, где главы приклонить; несмотря на то, что ежедневно был научаем делами и словами тому, что не должно иметь ни золота, ни серебра, ни двух одежд». И еще тот же святитель говорит: «сребролюбие есть страсть, ужаснейшая всех страстей. Отселе гробокопатели (раскапывающие могилы, чтобы обобрать покойника); отселе убийцы; отселе войны и битвы; отселе всякое зло». «Медведи и волки, насытившись, отступают от пищи, а сребролюбцы не насыщаются никогда. Они исполнены крайней жестокости и вражды к ближним; ни страха геенны, ни стыда пред людьми, ни милосердия, ни сострадания; но безстыдство, наглость и презрение ко всему будущему. Корыстолюбцы внутри демоны, а извне – звери и даже хуже зверей. Демон враждует против человека, а не против подобных ему демонов, а корыстолюбец старается всячески причинить зло и ближнему, и родному, не стыдясь самой природы».
Вот какими мрачными красками описал св. Златоуст жажду к богатству, или корыстолюбие!..
Послушайте, какое сказание помещено в житии св. Андрея, Христа ради юродиваго. Один подвижник наставлял людей в благочестии и собирал от них сокровища. Св. Андрей подошел к нему. Инок, думая, что это какой-нибудь из нищих, сказал: «Бог, брате, да помилует тя, не имею бо, что ти дати». Андрей отошел от него и увидел на шее у него обвившагося страшного змия, с надписью: «змий сребролюбия, корень всякому беззаконию». Осмотревшись, Андрей увидел двух юношей, между собою спорящих. Один черный, с темными очами, другой белый, как свет небесный. Первый говорит: «мой чернец, потому волю мою творит: он и не милостив и сребролюбец, и с Богом части не имеет, но как второй идолослужитель, мне работает». Светлый же юноша говорит: «нет, он мой, потому что постится и молится, смирен и кроток». При сем послышался голос с неба к светлому ангелу: «нет тебе части в этом чернеце, – оставь его, ибо он работает мамоне, а не Богу». И тотчас отступил от него ангел, и овладел им диавол, хотя по неизреченной благости Божией сребролюбивый старец скоро по молитвам и наставлениям св. Андрея и освободился от своей пагубной страсти и перестал работать диаволу сребролюбия.
Помните это и не желайте богатства, не давайте овладеть собою змию сребролюбия. Мы наги явились на этот свет, наги явимся и на тот свет; ничего с собою не возьмем туда; одни дела пойдут с нами. Помните, что сказал Спаситель во св. евангелии: «удобее вельбуду свозе иглины уши проити, нежели богату во царствие Божие внити». Наконец не тот счастлив, кто богат, а тот, кто малым доволен. Аминь.
Протоиерей Григорий Дьяченко
***
Одну вещь мы призваны, можем и должны изменить. Самого себя. Тому, кто начнёт с этого, всё будет под силу. старец Лука Филофейский