Пресвятая Богородице, спаси нас!
Интернет-издание прихода в честь
Владимирской иконы Божией Матери
ст. Чемолган Алматинской области
№ 36 (799) 6 октября 2024 г.
Чтения на Литургии: 2Кор.4:6-15.
Лк.5:1–11.
Неделя 15-я по Пятидесятнице. Глас 6-й.
Зачатие честно́го, славного Пророка,
Предтечи и Крестителя Господня Иоа́нна.
Мысли святителя Феофана Затворника
Целую ночь трудились рыбари и ничего не поймали; но когда Господь вошел в их лодку и, после проповеди, велел забросить мрежу, поймалось столько, что вытащить не могли и мрежа прорва-лась. Это образ всякого труда без помощи Божией, и труда с помо-щью Божией. Пока один человек трудится, и одними своими силами хочет чего достигнуть - все из рук валится; когда приближится к нему Господь, - откуда потечет добро за добром. В духовно-нравственном отношении невозможность успеха без Господа ося-зательно видна: "без Мене не можете творити ничесоже ", сказал Господь. И этот закон действует во всяком. Как ветка, если не сра-щена с деревом, не только плода не приносит, но иссыхая и жив-ность теряет, так и люди, если не состоят в живом общении с Гос-подом, плодов правды, ценных для жизни вечной, приносить не мо-гут. Добро какое и бывает в них иногда, только на вид добро, а в существе недоброкачественно; как лесное яблоко и красно бывает с виду, а попробуй - кисло. И во внешнем, житейском отношении тоже осязательно видно: бьется, бьется иной, и все не в прок. Когда же низойдет благословение Божие, - откуда что берется. Внима-тельные к себе и к путям жизни опытно знают эти истины.
***
Чудесный улов рыб
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодняшнее апостольское послание нам говорит, что сеющий скудостью – скудостью и пожнет, а сеющий богато соберет богатую жатву. И вот нам кажется иногда: что мне сеять, – я так убог: как я могу сеять, когда у меня нет ничего, что я мог бы посеять в жизнь вечную, не временное, а вечное?.. И тогда мы должны помнить, что и сеятель земной, который сеет семя в поле, не свое сеет; не он со-здавал семя, не ему оно принадлежит. Господь создал семя, Гос-подь дал силу, Господь раскрыл поле перед ним, и это семя – Гос-подне семя; оно принесет плод не потому, что сеятель богат, не по-тому, что он умеет сеять, а потому что он щедро расточает по все-му полю то, что Господь ему дает из часа в час. Он не может при-своить себе этого семени, он не может даже почувствовать, что он богат, а только что из его рук льется это семя по лицу земли, и ве-рить, что принесет это семя плод.
И вот, в некоторые мгновения жизни бывает, что сеешь: сеешь от сердца, сеешь с любовью: сеешь, однако, со стесненным чувством, что ты так убог, что давать-то нечего. И вдруг вспомнишь, что Гос-подь – великий Сеятель, что Он семя создал и сеет и дает плод этому семени, и возгревает его солнцем, и взращивает его...
Христос вошел в лодку Петра и повелел ему отчалить от земли, и говорил Он, словно семя лилось и ложилось в души человече-ские. Петр тогда не замечал, что творит Господь, но когда Спаси-тель ему сказал: Вверзи невод в море, и когда он собрал столько рыб, что не мог внести улов в корабль, вдруг перед ним встал образ Того, Кто сеял это семя. Здесь как будто притча: Христос сеял сло-во, и никто не замечал, какое это богатство: но когда Петр извлек множество рыб, он вдруг обнаружил богатство, которое дает Гос-подь, словно семя процвело. И ему стало страшно: Отойди от меня, Господи, я человек грешный, мне страшно стоять с Тем, Кто это может сотворить... Но Христос его успокоил: Не бойся, ты будешь отныне не рыбу ловить, а собирать в невод Господень живые чело-веческие души, приносить их, извлекать их из бури, для того чтобы они вошли в покой... И Петр все оставил и вместе со своими това-рищами пошел за Христом.
Какой нам богатый урок, как это просто! Идти за Христом для нас не значит куда-то уходить, это значит остаться при Нем и так же се-ять, как Он сеял, и так же собирать в Царство Небесное, как Он со-бирал. Сеять, не задумываясь над тем, богат я или беден: была бы любовь – семя даст Господь. И когда вдруг обнаружишь, как страш-но наше дело, потому что это самое Божие дело, будем слушать Божие слово: Не бойся: сей: сей открытым, любящим сердцем. Со-берешь ты богатую жатву, но и семя было не твое, и жатва будет Господня... Какая радость! Действительно придет время, о котором в Евангелии говорится, что вместе возрадуется и сеющий, и соби-рающий жатву. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский
Против вспыльчивости.
8 октября празднуется преставление преподобного Се́ргия, игумена Ра́донежского, всея России чудотворца. Не погрешим, если скажем, что ныне ублажаемый преп. Сергий есть учитель многих христианских доб-родетелей.
На этот раз укажем на его необыкновенное владение всеми движени-ями своего сердца, благодаря чему он подавлял все проявления вспыльчивости. Оскорбленный сильно однажды старшим братом своим Стефаном, он тотчас оставил свой монастырь, где хотел первенствовать его брат, и не обнаружил ни одного признака вспыльчивости и раздра-жения. Между тем мы весьма часто предаемся вспыльчивости.
Есть в нравственной жизни человека состояние, в котором душа, ка-жется, добрая и подчиненная христианскому закону, предается порывам чувств, совершенно противных духу христианства. Есть какое-то духов-ное воспламенение, – есть минуты, в которые иногда мрачное чувство оскорбления, негодования, мести, вырывается из под власти разумного управления и является в словах или действиях, оскорбительных закону Евангелия. Это состояние хорошо выражает русский язык, называя вспыльчивостию. Не знаю, то ли хочет сказать это народное слово, что тогда человек уподобляется сосуду, наполненному самою едкою и са-мою мелкою пылью: приближьтесь к нему с самым легким дыханием, – и он засыплет, заслепит и задушит вас пылью? Или то, что в сие время человек подобен хворосту, который воспламеняется от малой искры и производит самые неприятные последствия? Первое качество доста-точно объясняется из свойств русского языка; на последнее указывается в притч. Соломон. XXVI, 21: «Огнище углию, и дрова огневи, муж кле-ветлив в мятеж свара». Так, как угли возгораются от искры и дрова от огня, вспыльчивые люди рождают мятежи и свары! Подобно сему в кни-ге Сираха: «рвение скорое возжигает огнь и свар наглый проливает кровь. Аще подуеши на искру, возгорится» (Сир. XXVIII, 13, 14).
Много люди страждут от внезапной воспламенительности; нередко «таланты» свертывались, как распускающийся цветок, потому что судья или от порыва негодования, или от завистливого подозрения воспламе-нялся гневом, при каждом изъявлении его; много проливали слез «сиро-ты» от того, что благодетель в воспламенении язвит их презрительным взглядом, гордым и укорительным словом, буйным движением.
Много терпит «дружество» и, наконец, самая сладостная семейная жизнь теряет сладость, ежели одно из главных ее звеньев не владеет чувством негодования. «Лучше жити в земле пусте», говорит премудрый, «нежели жити с женою сварливою, гневливою». (Притч. XX, 19).
Не говори: это временно и маловажно! Тебе кажется маловажно, а Господь исчитает слезы сироты, которые она проливала от твоей строп-тивости; собирает воздыхания домашних твоих, которые выходят не редко от твоего вспыльчивого свойства; слышит потаенные жалобы подчиненных, которые не знают, как угодить тебе, всегда беспокоятся, всегда боятся, всегда тяготятся своею участию. С другой стороны, по-смотри, как далеко увлекает человека воспламененного чувство гнева: «рвение скорое», говорит премудрый, – «возжигает огнь, а свар наглый проливает кровь». (Сир. ХХV, 3. 13). Но от чего это происходит?
От чего самые добрые люди, самые благодетельные иногда преда-ются сей воспламенительности? Обыкновенно говорят: их вывели из терпения частыми ошибками, пустыми просьбами, докуками; они были изнурены, обессилены предшествовавшими трудами и занятиями; рас-строены каким-нибудь неприятным впечатлением, предрасположены невыгодным о тебе слухом, заняты другим, более важным делом. Вот обыкновенные извинения, которыми хотят оправдать свои безрассудные порывы гнева и негодования! Не будем объяснять, в какой мере они мо-гут быть позволены в мире христианском; скажем только одно, что они не объясняют главных причин сих беспорядочных действий.
Мудрые мира умеют управлять своими чувствами и скрывать их, по-тому что этого требуют или приличие, или их своекорыстные искания. Небесная мудрость дает также своим поклонникам силу удерживать противные Христу движения членов. Есть у ней свои оковы и узы, кото-рые она тайно возлагает на рамена и смиряет горделивую поступь. О сих узах говорит книга премудрого Сираха: «введи нозе твои в оковы ея, (т.е. премудрости). Подложи рамо твое и носи, и не гнушайся узами ея». (Сир. VI, 25). Ты уже много сделал, ежели опутал себя этими узами пре-мудрости и не позволяешь, чтобы ни руки, ни взор, ни язык не приходили в движение по внутреннему порыву гнева, неудовольствия, или другой страсти. Постарайся еще о том, чтоб и сердце твое не теряло духовного мира, не волновалось ни от гнева, ни от огорчения, а сего достигнешь, ежели будешь беспрестанно пред очами иметь Господа Иисуса, кроткого и смиренного сердцем. Аминь. протоиерей Григорий Дьяченко
***
Как приучить себя к терпению?
К терпению лучше всего можно привыкнуть в убеждении, что терпим за совершенные нами грехи, держа в памяти пример Иисуса Христа, со-вершенно безгрешного, чистого, невинного Человека, перенесшего со смирением Крестные страдания и смерть. Терпение — это действие благодати в