Пресвятая Богородице, спаси нас!
Интернет-издание прихода в честь
Владимирской иконы Божией Матери
ст. Чемолган Алматинской области
№ 489 (541) 15 сентября 2019 г.
Чтения на Литургии: 1 Кор. 16:13-24.
Мф. 21:33-42..
Неделя 13-я по Пятидесятнице.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
В притче о винограднике изображена Церковь ветхозаветная и Божие о ней попечение. Новозаветная Церковь наследовала ветхозаветную, потому и к ней может относиться притча эта, а так как каждый христианин тоже церковь Бога жива, то и к нему. Последняя для нас нужнее. Что здесь виноградник? Душа, получившая отпущение грехов, благодать возрождения, дар Святого Духа, как залог наследия вечного царствия, слово Божие, св. таинства, ангела-хранителя. Кто делатели? Сознание и свобода. Они получают дары и дают обязательство возделывать их и плодоносить Господу. Кто неисправные делатели? Те, которые преимуществами христианскими хотят пользоваться и пользуются, сколько это уместно во внешнем порядке жизни, а достойных Господу плодов духовных не приносят. Кто послы от Господа? Совесть со страхом Божиим, слово Божие, учители и пастыри, которыми хочет Господь вразумить неисправимых. Нехотящие исправиться не внимают им; иные гонят их и стараются заглушить их голос; иные же доходят до того, что и против Самого Господа начинают враждовать, когда веру в Него отвергают в разных видах. Конец: "злые зле погибнут"
***
Притча о злых виноградарях
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В течение всего Великого Поста и всех недель, которые следуют за Пасхой и за Пятидесятницей, мы читаем Евангелие о том, как Господь проявил Свою милость, Свою любовь и Свою спасающую силу в человеческом роде. Читаем о древнем и читаем о евангельском. И вот сегодня, как бы прерывая этот ряд торжественных, радостных чтений, встает перед нами очень страшное евангельское чтение: рассказ о виноградарях, которые оказались предателями. Зта притча ведь отображает всю историю человеческого рода; но в контексте всего, что было раньше прочитано, еще она говорит нам о той страшной, в самом сильном смысле этого слова, страшной неблагодарности, которую не только человечество, но все мы проявляем по отношению в Богу. Перед лицом всей Его любви, перед лицом всех Его чудес, всего того, что Он совершил, мы остаемся бесчувственны и себялюбивы, думаем о себе, не думаем о ближнем, еще меньше думаем о Боге: неблагодарность, себялюбие, сосредоточенность на себе, на том, что каждому из нас хочется и любо, и кажется нужным.
Сегодняшнее евангельское чтение нам говорит, что создал Господь целый мир — прекрасный, дивный, оградил его Своей крепостью и Своим провидением, все приготовил в нем, чтобы он был местом Царства Божия, т.е. Царства взаимной любви, Царства радости. И мы знаем, что мы, люди, сделали из этого мира: место, где страшно жить, где льется кровь, где совершаются бесчеловечные, жестокие поступки — и не только в широком, мировом масштабе, но в масштабе семьи, в масштабе прихода, в масштабе самых близких друзей.
И Господь из поколения в поколение посылал Своих вестников: патриархов, пророков, ангелов, посылал апостолов, и проповедников, Предтечу и, наконец, Сам пришел напомнить нам, что мир был создан для любви; и также как в притче, виноградари взяли, вывели из виноградника, и убили сына.
Так и человечество отнеслось к воплощенному Сыну Божию. И когда и говорю «человечество», я говорю не о других, а о нас самих, потому что нам вручена жизнь, чтобы из нее сделать торжество любви, братства, гармонии, веры и радости, и мы это не делаем, потому что думаем только о себе самих. В ответ на всё, что сделал для нас Бог: сотворил нас, открыл Себя нам, излил на нас всю Свою любовь, отдал нам Своего Сына на жизнь и на смерть, мы не отзываемся почти ничем иным, кроме как мгновенным «Спасибо!», и таким же мгновенным забвением .
Вот о чем нам говорит сегодняшнее Евангелие: оглянитесь на всё, что вы слышали в течение всего Поста, что вы видели в ночь Воскресения Христова, что было сказано вам во все последующие недели всеми святыми, святыми земли Русской, святыми земли сей, Евангелием о любви и о человечестве! Взгляните на все это и поставьте перед собой вопрос: не виноградарь ли я, не один ли я из тех, кто каждый раз, как Христос вступает в жизнь, каждый раз Его отстраняет: отойди, уйди с моего пути, выйди из моей жизни — я хочу быть Богом, хозяином, я хочу править всем.
Так говорит каждый из нас: не так дерзко, не так богохульно, но поступками, но словом гнилым. Нам надо опомниться. Я много раз говорил, что мы спасены, потому что мы Богом любимы — но не только любовью Божией, а нашим ответом на эту любовь! Если мы хотим только пожать плоды Креста, распятия, страстных дней и ничего Богу не отдать, и ничего не отдать ближнему, за которого Бог умер, кроме мгновенного воспоминания, то мы чужды тому, что Господь для нас совершил.
Станем же перед лицом сегодняшнего Евангелия, предупреждения, напоминания, и поставим себе вопрос: где моя благодарность? Воплощаю ли я ее не только в словах, которые так редки, но в поступках?.. Произнесем над собой суд и начнем новую жизнь. А благодарность Богу заключается в том, чтобы быть Ему радостью, и ближнему нашему укреплением, спасением и радостью. Начнем сегодня приносить плоды того, что мы сегодня от Бога, Христом, услышали. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский
ПОЧЕМУ НЕЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ НЕПРИЕМЛЕМА И ОТВРАТИТЕЛЬНА
Мнения пастырей
Чем неприемлема и отвратительна нецензурная брань? Как от нее уберечь своих детей, когда ее слышишь на улице на каждом шагу, когда ругаются даже девушки? Как и почему вообще с нами случилась такая беда – повсеместное разлитие нецензурной брани?
Это грех Хама
Священник Валерий Духанин:
– Нецензурная брань – это всегда показатель, кто же мы есть на самом деле. Потому что слово человека всегда изнутри идет и что в твоем сердце, то и в словах. Если ты сам свою душу превратил в грязное болото и расплескиваешь его посредством своих скверных слов, то не думай, что будешь счастлив. Потому что даже если окружить тебя всеми благами, ты всё равно самого себя в грязь погрузишь своей собственной речью. Разве же хочется в этой грязи барахтаться? Что сказать тем, кто привык к нецензурщине? Ну, хотя бы так: «Неужели самое дорогое слово – слово “мама” – стало для вас низким, ругательным? Это ведь как проклятие самих себя, потому что неуважение к маме. Это грех Хама, который против него самого обернулся». Но если сквернослов в ответ смеется, хохочет, то потерял он лицо человеческое и вряд ли что-то удастся ему объяснить. Привычка к нецензурной брани сходна с одержимостью. Матерщинник подчас не может совладать с собой, его изнутри подпирает, чтобы вставлять в речь эту грязь. Так темные духи стараются всё перепортить, осквернить, очернить, подбрасывают нашей душе искушения, которые губят нас. Так что выбирай сам, что ты хочешь: душу свою спасти или погубить. Что касается детей, то важно понять: если они сохранили к тебе уважение, то сами будут видеть и чувствовать этот контраст: в семье никто не ругается, а вне семьи ругань – это то, что за пределами нормального человеческого общения. Ребенку надо вовремя пояснить, что мир во зле лежит и что нет смысла подражать ему, так же, как нет смысла подражать какой-нибудь болезни или одержимости. Сквернословие – болезнь души, и эта болезнь уходит, когда человек приобщается Источнику чистоты – Богу. Тогда душа более тонко улавливает, что ей самой плохо от всякой скверны и нечистоты. А подлинное благородство, высота души и ее достоинство выражаются прежде всего в чистой речи.
Нецензурная брань – это молитва к сатане
Священник Лев Аршакян:
– Нецензурная брань – это, если говорить коротко, молитва к сатане, по большому счету. Она – венец той злобы, которая прячется в нашем сердце и выплескивается оттуда. Это очень сильно вредит тому, кто оскверняет себя этой демонической злобой и извергает ее из себя в виде нецензурной брани. Нам, мирянам, простым людям, важно понимать, что это хула на Божию Матерь, на все святое, что это молитва бесам. Это сильно разрушает здоровье – и душевное, и телесное. Это рвет наши отношения с Богом и призывает к нам бесов, которые питаются нашими грехами. Человек все больше и больше порабощается ими, что может привести к очень плачевным последствиям.
Человек, допускающий сквернословие, участвует в богохульстве
Священник Димитрий Шишкин:
– Господь наш Иисус Христос по Божеству Своему – вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Бог-Слово. Им сотворен весь мир. Слово – это не только звук, но и мысль, а если мы говорим о Господе, то это Божественная мысль. И в человеке дар слова – это дар Божественный, одно из проявлений образа Божия в человеке. Естественно, этот дар благодатный, он дан нам для благовествования. И если мы этот дар оскверняем в себе, то согрешаем против Бога и против своего призвания быть причастниками Божеского естества. Это грех совсем не малый, как кажется иногда. Вспомним, как Сам Господь говорил, что за каждое праздное слово мы дадим ответ на Страшном суде (см.: Мф. 12: 36). А что же говорить о сквернословии?! Вот почему и апостол Павел напоминает нам: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Еф. 4: 29). Сквернословие – это прямое следствие сочетания человеческой души с духами тьмы поднебесными, которые стремятся осквернить в человеке всё, что в нем есть Божественного. Мнят таким образом посмеяться над Богом. Конечно, Бог поругаем не бывает, но человек, допускающий сквернословие, должен отдавать себе отчет в том, что он участвует таким образом в богохульстве и если не остановится, то плоды такого поведения будут исполнены горечи и многих скорбей для самого человека. Как мы можем уберечь от этой скверны своих детей? Ну, прежде всего ни под каким предлогом не допускать сквернословие в семье. Это послужит добрым примером и положит доброе основание для поведения наших детей в будущем. Кроме того, в семье, где вся жизнь строится православно, не только в формальном, но и в духовном, нравственном отношении, у ребенка естественным образом сформируется правильное отношение к дару слова и дару речи как к дару Божественному. Конечно, на улице и в обществе на современного ребенка льются потоки словесной скверны. Но, во-первых, при правильном настроении всякий человек (и юный) может избегать мест, где сквернословие бытует как норма общения. Больше того, можно сказать, что обилие сквернословия есть верный индикатор того, что от этого места и от такого сообщества лучше держаться подальше. Когда при вас бранятся, повторяйте про себя Иисусову молитву и помолитесь о том, кто одержим страстью сквернословия Ну, а во-вторых, надо понимать, что мир действительно лежит во зле, и не смущаться, не унывать, не отчаиваться от многообразного проявления зла, а только учить наших детей, чтобы они, по слову Псалмопевца, «уклонялись от зла» и «творили благо», то есть, избегая нечистых компаний, сами старались употреблять Божественный дар слова для благовествования. Если же случится где невольно быть свидетелем площадной брани и не будет возможности покинуть это место, то нужно просто молиться про себя, то есть молча, повторяя, например, Иисусову молитву и от души молясь о просвещении человека, одержимого страстью сквернословия. Таким образом избежим греха осуждения и ум свой сохраним от осквернения. Ну а если говорить о причинах массового растления и распущенности (в том числе и в речи) в наше время, то они очевидны: крайнее ослабление веры в народе. Веры не номинальной и формальной, а деятельной и созидательной, тесно связанной с жизнью по заповедям Христовым. И лучшее, что мы с вами можем сделать для изменения положения, это самим жить благочестиво.