Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интернет-издание прихода в честь Владимирской иконы Божией Матери  ст. Чемолган Алматинской области

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Интернет-издание прихода в честь
Владимирской иконы Божией Матери

ст. Чемолган Алматинской области

№ 54 (547) 27 октября 2019 г.

Чтения на Литургии: 2 Кор. 11:31-12:9.
                                  Лк. 8:5-15.

 

 

Владимирская икона Божией Матери

Неделя 18-я по Пятидесятнице.
Память святых отцев VII Вселенского Собора (787).

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Под терниями и волчцами, подавляющими слово Божественной истины, кроме богатства, сластей и скорбей житейских, в нынешнее время надо разуметь и разные ложные учения, распространяемые учеными, потерявшими истину и сбившимися с пути к ней. Таких учений у нас расходится много: иные гласно и открыто идут против истины; другие - под условными намеками, понятными, однако, тем, к кому направляются. В существе они действуют как угар; незаметно входя, омрачают голову и доводят до потери ясного сознания всего окружающего. Кто нахватается этого угара, тот начинает бредить, как сонный, ибо все представляется ему уже совсем не в том виде, как оно есть и как представляется находящемуся в здравом уме. Встретив такое лицо, вы видите, что у него подавлена не только истина всякая, но заглушено и чувство истины, и ложь внедрилась во все составы ума. Как же быть? Не слушать и не читать этих бредней, а когда невольно услышалось или прочиталось, - выбрось из головы, а когда не выбрасывается, - подвергнуть рассуждению, и все разлетится, как дым.

* * *
Притча о сеятеле
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Два раза говорит Христос в прочитанном сегодня отрывке о слышании: имеющий уши слышать да слышит и внемлите, как вы слышите – то есть обратите внимание, поставьте перед собой вопрос о том, как вы слышите слово Божие.

Божие слово мы слышим из года в год в Евангелии, читаемом в церкви, мы сами читаем его изо дня в день; что же мы услышали в этом евангельском чтении? Мы встретили Бога и поверили в Него; мы встретили Господа нашего Иисуса Христа, мы назвались Его именем, христианами: но какие плоды принесли мы? Мы знаем Бога, – знаем, что Бог есть Любовь, любовь неистощимая, любовь бездонная, любовь крестная, такая любовь, которая себя отдала на полное растерзание и беззащитность, чтобы нас спасти. Разве мы похожи на Того Бога, в Которого мы верим? Если мы верим в любовь, если любовь – последнее и все, что составляет смысл жизни, – можем ли мы сказать, что мы эту благую, спасительную весть о любви услышали не только слухом, но и умом, и сердцем? Услышали сердцем так, чтобы загореться любовью, услышали умом так, чтобы постоянно ставить себе вопрос: слова, которые я говорю, мои действия, поступки, моя жизнь в целом – выражают ли любовь или являются отрицанием всей моей веры?.. Потому что если мы не воплощаем любовь в жизнь, то наша вера только на словах.

Перед тем как произносим Символ веры , поем Верую...: мы призваны вспомнить об этом: Возлюбим друг друга, чтобы единым сердцем исповедовать Отца и Сына и Святого Духа... Если мы друг друга не любим внимательно, вдумчиво, творчески, жертвенно, когда это нужно, и радостно, – то, когда мы произносим эти слова о Троичном Боге, Который есть Любовь, мы не веруем, мы только притворяемся.

Поставим же перед собой этот вопрос со всей остротой, со всей серьезностью: богоотступник не только тот, кто отрицает существование Бога, нехристь не только тот, кто отметает Христа как своего Спасителя. Мы можем быть еретиками, нарушителями и попирателями веры, если ничем наша жизнь не свидетельствует, что Бог-Любовь зажег нашу душу новой, сверхземной любовью, что Он нас научил любить так, как на земле научиться нельзя, как можно научиться только от Бога... Поставим этот вопрос, и ответим на него дерзновенно, смело, радостно, не словами, а жизнью: и тогда жизнь наша расцветет, когда осуществится то, что нам обещал Христос, когда говорил: «Я принес вам жизнь, жизнь с избытком» – такую полноту жизни, какую земля не может дать. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

* * *
Слово в день памяти святых отцов Седьмого Вселенского собора
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний день святая Церковь вспоминает Седьмой Вселенский собор 787 года. Седьмой Вселенский собор есть последний Вселенский собор, который закрывает собою период Древней Церкви, который был связан со Вселенскими соборами. Отцы Вселенского собора установили, что даже в Писании говорится об этом числе «семь». Сказано в Библии: «Семь раз прогремели громы». То есть, каждый Вселенский собор как некий гром, который оглушает всю вселенную истиною православного исповедания, оглашая и наставляя на всякую правду, оглушая еретические догмы.

Седьмой Вселенский собор 787года был созван в связи с тем, что появились еретики-иконоборцы, которые отрицали святость святых икон и уничтожали святые иконы повсеместно. Эти еретики имели поддержку в лице византийского императора — нечестивого Льва, который преследовал почитателей святых икон и умерщвлял некоторых из них. Так, известно, преподобный Андрей, отправляясь обличить нечестивого императора Льва, пошел на рынок и купил изображение императора Льва, и в Царь-граде, когда был торжественный выход императора, он вышел перед императором, бросил на землю его изображение и стал топтать ногами. Император закричал: «Достоин смерти попирающий моё изображение!» На что преподобный Андрей сказал: «Ты сам осудил себя на смерть. Ты, попирающий изображения Христа, Божией Матери и святых!» Преподобный Андрей был умерщвлён.

И, когда проходил Вселенский собор, Седьмой Вселенский собор, то святые отцы установили истину иконопочитания. Прежде всего надо обратить внимание на то, что иконографичность мира — это очевидный факт. Первая икона была создана Cамим Господом Богом. Как сказано в книге Бытия: «И создал Господь Бог человека по образу и подобию Своему». Слово «образ» — по-гречески «иконас» — означает, что человек был первой и очень достоверной иконой Cамого Бога. Иисус Христос был образом — иконас — Бога-Отца. Как Он Cам говорил: «Видевший Меня, видел и Отца». Взаимоотношение между православным мужем и православной женою — это икона взаимоотношения между Христом-женихом и Его невестою Церковью. Наши дети, которые рождаются от нас, являются образом нашего совместного бытия. Как сказано: «Двое в плоть едину», то есть от мужчины и женщины зачинается, как отпечаток их образа, новая жизнь.

Отрицавшие святые иконы пытались ссылаться на Священное Писание. Они любили цитировать книгу Исход, двадцатая глава, четвертый и пятый стих (Исх.20:4-5), где сказано: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня». Но эта заповедь, она должна читаться не с четвертого, а с третьего стиха, где сказано: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». И, далее, дается запрет на изготовление идолов-кумиров, то есть ложных богов. И когда отрицающие святые иконы говорят: «Но Библия запрещает вообще изображение всего того, что на небе вверху, и всего того, что на земле внизу», тогда мы открываем Третью книгу Царств шестая глава, двадцать девятый стих (3Цар.6:29) и читаем: «И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне». Здесь рассказывается, каково было оформление первого Иерусалимского храма, где были изображения того, что на небе вверху — херувимов, на всех стенах кругом, и того, что на земле внизу — цветов и пальмовых дерев. Однако, несмотря на то, что там были изображения того, что на небе вверху и того, что на земле внизу, когда совершалось освящение этого храма, то Бог наполнил этот храм Своим присутствием так, что какое-то время люди не могли стоять в этом храме. Благодать осязаемо присутствовала в нём.

Любая православная икона — это образ, который указывает на Первообраз. Поэтому, как сформулировали этот догмат отцы Седьмого Вселенского собора семьсот восемьдесят седьмого года, почитая образ, мы воздаем почитание Первообразу, то есть, почитая икону Христа, мы почитаем Самого Христа, почитая икону Божией Матери, мы почитаем Саму Божию Матерь. Но здесь иконоборцы могут с нами согласиться и сказать, что у них тоже есть изображения, но они им не поклоняются. Это две разные темы: одна — можно ли иметь изображение, вторая — можно ли поклоняться этим изображениям. И, чтобы выучить этот урок, мы открываем книгу Исход, третья глава и читаем с первого по пятый стих (Исх.3:1-5), пятый ключевой. Здесь говорится следующее: «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией Хориву. И явился к нему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, Господи!» — Внимание! Пятый стих: «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь. есть земля святая».

Почему земля стала святой? Земля — это прах. Иконоборцы скажут: «Потому, что там присутствовал Господь, вот она и стала святой». Но в Библии говорится о том, что Бог везде присутствует. Псалтырь, сто тридцать восьмой псалом с седьмого стиха и ниже: «Куда пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там, сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть тьма скроет меня и свет вокруг меня сделается ночью». Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Пс.138:7-12).

Почему же земля стала святой? Земля — это прах, который мы попираем ногами, но Моисею было сказано: «Сними обувь с ног твоих», — причина: «ибо место, где ты стоишь, есть земля святая». Всякий раз, когда Бог проявляет Своё присутствие через посредство материального мира, материальных объектов, происходит освящение материи. Так что по отношению к ней надо проявлять уважение, почитательное поклонение и не важно о чем идет речь: о земле святой или о святом храме, или о святом предмете. Псалом пятый, восьмой стих, псалмопевец Давид восклицает: «А я по милости Твоей войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоём» (Пс.5:8). Если Давид поклонялся святому храму, то он поклонялся и всем изображениям, которые были в этом храме и которые символически указывали на первообразы, достойные почитания и поклонения.

Благодать Божия действует многоразлично и многообразно, в том числе и через предметы, даже через вещи святых людей, через одежду святых людей благодать проявляет себя. Книга Деяний святых Апостолов, девятнадцатая глава, одиннадцатый и двенадцатый стих. Читаем: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян.19:11-12). Здесь мы видим, как одежда апостола Павла источала благодать, так, что происходили чудесные исцеления разных людей, на которых возлагали эту одежду. В Четвертой Книге Царей говорится о том, что мощи пророка Елисея воскресили мёртвого человека, когда, при падении своём, мёртвый, которого бросили в первый открытый гроб, коснулся костей Елисея, ожил и встал на ноги свои.

Мы знаем из Книги Деяний святых Апостолов, что не только пояс и плат апостола исцелял, но и тень проходящих апостолов исцеляла больных, так, что их выносили на улицы городов, чтобы хотя бы проходящая тень апостолов коснулась бы их и сообщила им исцеление. Поэтому мы чествуем все святыни, мы чествуем мощи святых угодников Божьих, мы почитаем Животворящий Крест Иисуса Христа, мы почитаем святые иконы; то есть всё то, что вызывает почитательное поклонение, является источником благодати, могущей уврачевать нас во спасение. И этот день на Седьмом Вселенском соборе, семьсот восемьдесят седьмой год от Рождества Христова, Церковь провозгласила догмат иконопочитания и почитание святынь. И с тех пор Церковь, не прекращая, придерживается этих принципов, которые были выражены уже в VIII веке от Рождества Христова. Мы освящаем воду, мы освящаем пищу, которую едим, мы освящаем соль, мы освящаем ребёнка, который входит в этот мир, мы освящаем умирающих, покидающих этот мир; мы верим в то, что благодать Божия может действовать многоразлично и многообразно. Вернувшись сегодня домой, проверьте ваш Красный угол, в каком состоянии святые иконы. В этот день в древности выносили все почитаемые иконы для всеобщего поклонения. Нет ли пыли на святынях вашего дома? Сделайте настоящее торжество иконопочитания сегодня в своём доме, как мы сегодня в этом храме чествуем святые образы, воздавая славу Первообразу. Спаси вас Господь!

Протоиерей Олег Стеняев

* * *
Как правильно целовать иконы?
Лобызая святую икону Спасителя, следует целовать ноги; Божией Матери и святых – руку, а Нерукотворный Образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя – во власы.

    ;   Сайт Православной Интернет Карусель