Географическая номенклатура
Географическая номенклатура является одним из важнейших элементов в системе знаний школьников по географии. Географическая номенклатура представляет собой список необходимых для изучения учащимися географических объектов. Ее изучение заключается в запоминании названий, местоположения и взаимного расположения данных объектов. Необходимость усвоения этого материала утверждается многими
современными географами. Так, В.П.Максаковский относит географические названия и собственные географические имена к специфическому языку географической науки и школьной географии. «Они используются для пространственной привязки фактически почти всего материала школьных курсов, входят составной частью в систему единичных понятий, широко применяются при сравнении, конкретизации, иллюстрации того или иного объекта. Вот почему овладение языком географических имен определяет уровень географической (картографической) культуры».
Уже в средней школе учащиеся должны овладеть определенным минимумом знаний географической номенклатуры.
Школьникам необходимо знать, что в процессе изучения карты и работы с ней решаются три основные задачи: научиться понимать карту, читать карту и знать
карту.
Понимать карту - это значит усвоить основные ее свойства, виды карт, условные обозначения, приемы использования.
Читать карту - уметь по сочетанию условных знаков выявить размещение и взаимосвязи явлений природы и человеческой деятельности. Умение это может быть приобретено только в результате многочисленных упражнений.
Знать карту - это значит четко представлять по памяти взаимное расположение, относительные размеры, форму и собственные названия объектов, изучаемых в курсах географии. Знание карты достигается в процессе изучения географической номенклатуры.
Настоящее знание карты опирается на понимание карты и умение ее читать. При работе с картой учащиеся должны осмысленно запоминать расположения объектов. Так, при запоминании расположения речных систем, необходимо знать: где они берут начало, куда впадают, по каким территориям (возвышенностям, низменностям, плоскогорьям и т.д.) они протекают.
Глубокие и прочные знания по географии должны опираться на детальное знание карты (географической номенклатуры).
Как изучать географическую номенклатуру?
Уже с первых уроков по географии начинается самостоятельная работа школьников по изучению географической номенклатуры. Как показывает опыт, изучение географической номенклатуры представляет для них определенную трудность. Это происходит потому, что запоминание основывается чаще всего на механическом заучивании по какой-либо одной (имеющейся у ребенка в наличии) карте месторасположения изучаемых объектов. При этом учащийся легко может показать объект на данной карте. Если же ему предлагается карта другого масштаба или выполненная в другой проекции, то это вызывает часто замешательство, и не все школьники справляются с полученными заданиями. Еще более трудным оказывается для учащегося назвать объект, который ему показан. Так как, многие объекты имеют труднопроизносимые названия. В лучшем случае, ребенок вспоминает, на какую букву оно начинается. И совсем упускается из внимания вопрос о взаиморасположении объектов друг относительно друга. Все это приводит к неглубокому знанию карты, и заученные объекты остаются в памяти только первое время после знакомства с ними. Такие знания не могут быть использованы школьником при изучении дальнейших курсов географии. Ниже предлагается возможный порядок изучения географической номенклатуры, который должен помочь ребятам приобрести прочные знания карты.
Порядок изучения географической номенклатуры
1. Несколько раз вслух прочитайте собственное имя изучаемого географического объекта, добиваясь того, чтобы оно произносилось свободно. При этом следует обратить внимание на правильное ударение (оно приводится в "Географическом энциклопедическом словаре", его можно также его уточнить у учителя).
2. Запомните правильное написание. Следует иметь ввиду, что ошибка в написании или произношении географического названия является существенной географической ошибкой!
3. По указателю географических названий найдите объект на карте в атласе. Определите его географическое положение, уточняя его по отношению к другим объектам (например, р.Енисей берет начало в Западном Саяне от слияния рек Каа-Хем и Бий-Хем, протекает по восточной границе Западной Сибири, к западу от Среднесибирского плоскогорья и впадает в Енисейский залив Карского моря).
4. Найдите данный объект на картах, выполненных в другом масштабе и других проекциях.
5. Проверьте прочность усвоения, используя контурную карту.
Таким образом, для усвоения географической номенклатуры по курсам физической географии и последующего контроля, школьнику необходимо иметь комплекты контурных карт.
Процесс усвоения номенклатурного материала будет более эффективным, если у учащегося есть возможность познакомиться c происхождением данного названия, с тем, что оно обозначает или получить сведения, выделяющие объект из ряда подобных. Например, в переводе на русский язык Флорида означает цветущая, Шпицберген – острые вершины; оз. Таймыр - самое большое по площади из заполярных озер, оз. Иссык-Куль - самое глубокое из высокогорных озер и т.п.
Номенклатуру для классов с 6 по 10 можете скачать НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ