Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

День трезвостиВ июле нынешнего года Священный Синод Русской Православной Церкви восстановил ежегодное празднование Дня трезвости – отныне он вновь отмечается 11 сентября, в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи. Как известно из Священного Писания, Архангел Гавриил, благовествовавший о рождении Иоанна, сказал Захарии, что тот «будет велик пред Господом, не будет пить вина и сикера и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери» (Лк. 1: 15).

 

Сто и один год назад

 

Впервые в России праздник трезвости отмечался в этот день более века тому назад – в 1913 году.

 

За год до того члены Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом выразили пожелание для изыскания средств на расширение работы и организацию обществ трезвости проводить церковный и общественный сбор; они также предложили установить трезвенный праздник, приуроченный к дню памяти святого Иоанна Предтечи.

 

Архиепископ Новгородский Арсений заявил тогда: «Необходимо совершить переворот в умах людей, нужно радикально изменить установившееся понятие о спиртных напитках. Надо убедить людей, что алкоголь – это яд для души и тела, что напиваться дома, в гостях, у соседей, в праздник является большим позором».

 

Резолюции съезда получили одобрение Святейшего Синода. В августе 2013 года Синод по ходатайству митрополита Московского Макария принимает решение об учреждении праздника трезвости. В этот день после литургии следовало совершать «молебствия об исцелении страждущих пьянственным недугом с произнеceнием соответствующих поучений». Во всех городах, а где возможно – и в больших селениях, благословлялось совершать торжественные молебствия с храмовыми святынями «на площадях и других приличествующих случаю местах».

 

За литургией и накануне во время вечернего богослужения следовало проводить «тарелочный сбор на дело борьбы с народным пьянством», причем настоятелям поручалось предварительно разъяснить его цель, прочитать или раздать соответствующие воззвания. Собранные средства поступали на нужды приходского братства трезвости, а если такого на приходе не было – для организации трезвеннической работы на уровне епархии.

 

«Желательно, чтобы в день Всероссийского праздника трезвости настоятели церквей и старосты озаботились бесплатною раздачею за богослужениями в храмах, или за молебствиями на площадях, в пределах своего прихода, различного рода листков против пьянства, брошюр и картинок», – отмечалось также в решении Синода.

 

За народную трезвость

 

Движение за народную трезвость в Российской империи, опиравшееся в своей деятельности на Церковь, ведет свою историю со второй половины XIX века. Одним из первых стало «согласие трезвости», созданное ученым и педагогом Сергеем Рачинским в его родовом селе Татево. Он видел в пьянстве одно из главных препятствий народному просвещению. Члены общества трезвости были непосредственно связаны с жизнью местного прихода – вместе молились, вместе  проводили досуг.

 

Общества по образу татевского, члены которых давали обеты воздержаться от хмельных напитков на полгода, год, более длинный срок или на всю жизнь, стали появляться и в других местах. Вступающие в такие общества приносили обет перед Крестом и Евангелием в храме, порой в дополнение к этому они подписывали и письменное обязательство. Например, встречались такие расписки: «Я, нижеподписавшийся, чистосердечно вступаю в члены Христианского Общества Трезвости и Воздержания с условием строгого подчинения всем правилам и постановлениям оного» или «Помоги мне Господи, силою Креста и Евангелия в продолжение такого-то времени не употреблять никаких спиртных напитков для спасения своей души и благого примера на других в этом же отношении».

 

В поддержку этих начинаний в 1889 году был издан циркулярный указ Синода, в котором православное духовенство призывалось «выступить на неустанную борьбу с пьянством и всеми силами содействовать искоренению пристрастия в народе к спиртным напиткам». Причем делать это и самостоятельно, и с помощью обществ трезвости, приходских попечительств, церковных советов при содействии со стороны епархиальной власти.

 

К 1912 году число таких обществ достигло двух тысяч – то при каждом двадцатом приходе действовало общество или братство трезвости. Причем масштабы деятельности некоторых из них по-настоящему впечатляли. Например, в 1898–1910 годах в петербургском Александро-Невском обществе трезвости, организованном священником Александром Рождественским, «обещания трезвости» дали порядка 700 тысяч человек. Несколько раз в год трезвенники совершали многотысячные крестные ходы с молитвой об избавлении людей от пьянства; обществом издавалась тематическая печатная продукция общим тиражом порядка двух миллионов экземпляров, проводились просветительские беседы, выставки и литературные вечера, создавались антиалкогольные музеи, библиотеки, школы, собирались народные хоры церковного и светского пения, открывались благотворительные столовые и чайные, амбулатории и больницы, мастерские для трудовой адаптации. По воскресеньям члены братства собирались на молебен благоверному великому князю Александру Невскому.

 

«Всегда помни, что  больше и строже людей наблюдает за нами наша совесть, которая страшно мучит нас за грехи, тайно содеянные. Самое же строгое наблюдение принадлежит Всеведущему Богу, от Которого ничего не скроешь, ничего не утаишь, а за тайные грехи получишь только еще большее осуждение, – говорилось в наставлении братчикам. – …Будут над тобой смеяться, злословить, что ты записался в трезвенники, переноси это кротко, больше в таких случаях молчи, помня всегда, что того, кого «гонят и преследуют на земле», ожидает «великая мзда на небесах». Во всяком недоуменном случае обращайся за советом к священнику».

 

Члены братства также призывались нести, по слову апостола Павла тяготы друг друга: «Видишь, что твой брат трезвенник в нужде, горе, помоги ему деньгами, советом, помоги всем, чем можешь».

 

Возрождение праздника

 

Таким образом, учреждение общероссийского празднования стало логичным продолжением начатой за три десятилетия до того церковной работы по насаждению народной трезвости. О том, что эта работа имела положительный результат, говорит тот факт, что, по некоторым оценкам, в дореволюционное время 43 процента мужчин Российской империи было абсолютными трезвенниками! Сравните: в 1913 году количество потребляемого алкоголя на душу населения составило 4,7 литра в год (впрочем, и это считалось тревожным показателем, поскольку до начала массового переселения людей в города в связи с ростом промышленного производства ежегодно употреблялось порядка трех литров алкоголя на человека), сейчас же – около 13 литров, а совсем недавно потребление в год превышало и 15 литров.

 

В 1913 году праздник отмечали более чем в двух третях губерний и областей Российской империи. Однако затем началась Первая мировая война. В связи с обстоятельствами военного времени в 1916 году праздник трезвости не проводился; после же февральской революции 1917 года о нем просто забыли…

 

Восстановив ежегодное празднование Дня трезвости 11 сентября (29 августа), Священный Синод Русской Православной Церкви рекомендовал «архиереям и духовенству в этот день посвящать проповедь раскрытию важности сохранения трезвенного образа жизни; совершать молебное пение о страждущих недугом винопития, по возможности, во взаимодействии с государственными и общественными организациями, осуществлять публикации и проводить мероприятия, направленные на поддержание трезвого образа жизни».

 

Валентина ГОРОДНИЧЕВА

11.09.2014

http://prichod.ru/society-of-soberness/15292/

    ;   Сайт Православной Интернет Карусель