Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

КрещениеПротоиерей Константин Камышанов пытается понять – что ищет человек в крещенской проруби. Неужели в ней можно найти то, чего нет на службе в храме?

«О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озерами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными». («Слово о полку Игореве»)

Бог украсил Россию источниками, родниками, потоками и ключами, как драгоценными камнями. А источники и родники, в свою очередь, украшены людьми. Правда, похуже.

Деревья вокруг родников увешаны рваными, облезлыми ленточками и выцветшими иконками. Перед ключами на земле лежат пластиковые стаканчики и стеклянные банки.

У чудотворных источников можно видеть белье, монеты, костыли и детские коляски. К ним не зарастает народная тропа. Раз в году эта тропа превращается в реку электрического света.

Рядом с Есенинским Константиново стоит Богословский монастырь. В ночь, когда православный народ идет на Иордан, от Рязани до Богословского монастыря, растянутая на сорок километров, льется непрерывная лента автомобильных огней.

К «Иордану» не пробиться. Очередь на километр. Сами монахи боятся показываться на Святом источнике. И народу много, и много баловства.

Становится ясно, что родники одинаково любят язычники, христиане и простые люди. И почти нет в нашей земле ни одного родника, который бы не считался чудотворным.

Люди пьют из них воду, умываются, а самые ревностные омываются в их холодной воде, ожидая здоровья и чуда.

За этими купаниями стоит что-то древнее. В древней Иудее при каждом доме была семейная чаша для омовений – миква. В ней следовало «смывать» простые ежедневные грехи.

В случае бОльших преступлений человек отправлялся к священнику и мог омываться в крупных природных водоемах. Именно поэтому Иоанн Креститель принимал покаяние народа на реке Иордане.

Раньше я сам азартно погружался в купель даже при тридцатиградусном морозе. Но однажды спросил себя: «Зачем?»

Не найдя ответа, много лет спрашивал христиан о том, зачем они это делают. Мне хотелось узнать, что думает народ об этом культе родников. Почти все разводят руками. Сами не знают, зачем лезут в воду.

Думалось, что ведь должен быть в таких купаниях какой-то обрядовый и богословский смысл. Пытался посмотреть на погружения со стороны нашего любящего Небесного Отца, на то, как балуются Его дети в холодной воде. Но и с этой точки зрения, водные процедуры показались неубедительными.

Некоторые говорят, что на источники нужно идти за обновлением и очищением. Купальщиками процедура воспринимается как некое таинство. Для них ночные купания – как мирская мистерия. Но ведь у нас есть таинство исповеди, очищающее глубины души. Зачем же нам холодная вода, скользящая только по поверхности тела?

Лучший ответ дал один священник. Он состоял в том, что в эти дни в этих купаниях люди обновляют память об обетах Крещения.

Зачем ее обновлять? Она что, ржавеет или портится?

Мы уже однажды крещены, все обеты даны. Эти обеты вечные. И написаны в нестареющей Книге жизни. Для поддержания обетов существуют таинства церкви. Зачем в родниках искать то, чего нет в церкви, в купели и в причастной чаше?

Это симптом внешней жизни по отношению к Богу. Близость к Богу, с одной стороны, животворна, с другой, накладывает ответственность. А родники и купели дают некий суррогатный результат, для людей, боящихся подходить к Богу слишком близко, но, в то же время, не желающих совсем терять Его из виду.

Внешняя жизнь по отношению к Богу состоит не только в любви к участию в сомнительных мистериях и повязывании ленточек у родников. Этот целый пласт мнимых обрядов удаленной веры или близкого безверия шире и глубже. Он становится более заметен в дни Божиих праздников.

Что такое Крещение?

Во-первых, служба, а в ней хвала и благодарение Господу.

Во-вторых, мероприятия, связанные с освящением воды, которое, кстати, не является одним из семи таинств. Можно, конечно, распространяться, что церковь «забыла» некоторые таинства, такие как монашество и освящение воды. Но факт таков, что полнота церкви, на сегодня, этого не приняла.

Два пункта выражаются в формуле: «Сходил на службу, принес воду, лег спать».

В-третьих, … а и все… Народ понимает, что чего-то тут не хватает и ищет продолжения праздника в водяном русском карнавале.

А не хватает не карнавала, а реального освежения нашей памяти об обетах Крещения. Нужны не только точечная память о наших обещаниях Богу, но понимания всей нашей жизни, как одного целого длительного крестного пути.

В России говорят: «Лето – это маленькая жизнь». Потому что мрак и хлад стоит у нас девять месяцев. Перефразируя, можно сказать, что: «Жизнь – это маленькое лето Господне».

Об этом мы подписывали договор с Богом во время своего личного крещения.

По ходу Крещения читают Апостол и Евангелие. Апостол говорит крещаемому о том, что он теперь связан с Богом своей жизнью и смертью, горечью и радостью.

Тут есть духовная ловушка, которая устраняется последующим чтением отрывка Евангелия. Эта ловушка может удержать душу в желании чистого созерцания Абсолюта. Душа, устремившись к Богу, обещавшему восстановление Адамова завета, может напрочь оторваться от жизни.

Следующее за Апостолом чтение Евангелия трезвит душу и напоминает ей слова Христа о том, что жизнь с Ним – это не тибетские медитации, а проповедь Слова Божия:

    Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и увидевши Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни, до скончания века. Аминь.

То есть, Господь берет нас за плечи, поворачивает и направляет не в глубины космоса духа, а на проповедь миру. Он просит нас не улететь на облацы, а пройти за Ним по земле, по Его пути. И это то главное, что мы должны усвоить этим праздником и то главное, что мы забываем.

Торжество этого дня нам должно напомнить не только о погружении Христа в Иордан и об археологических обычаях омовения в реках, но и о нашем собственном крещении. Но его не надо имитировать снова и снова.

В праздновании Крещения смысл не в том, чтобы ночью полезть в холодную воду и отфыркиваясь, показать Богу и людям свою секундную смелость и верность. А в понимании того, что крещение – это начало пути следования за Богом длиною в жизнь. Вслед за Богом, мы должны спуститься из облаков своего покоя на землю, где нас ждет Божий труд.

В тот день, когда Иоанн Креститель лил воду на главу Христа, никто не думал о кресте. По-гречески Крещение – «баптизо» – означает погружать, окунать. Создатели славянской письменности святые Кирилл и Мефодий переводили Евангелие, они сознательно перевели «баптизо» созвучным слову «крест» словом «крещение», дабы подчеркнуть, что крестясь, человек соглашается нести крест и быть с Богом.

Нам следует вспомнить, зачем мы повесили себе на грудь свой крест. Мы носим не простое украшение, оберег или и визитку из металла. Тельник – это ключ от Царствия Небесного.

Люди боятся Креста. И правильно делают. Без даров Духа Святого, без благодати он, в самом деле, невыносим. В этом и состоит значимость и смысл Крещения – в желании усвоения трудов и благодати и их правильной связи.

Любовь сближает тех, кто любит. И поэтому смыслом человеческой жизни стало желание быть рядом с Богом. И наше общее Крещение – тому первый шаг. Быть вместе с Ним – от воды до Креста. От Креста до Царствия Небесного. От Царствия Небесного до жизни в Боге.

Праздник Крещения нужен не Богу, а нам – в славословие, благодарность и воспоминание того, что мы обещались быть такими, как Христос: сильными в милости, благими в крепости, во еже помогать, утешать и спасать всех, уповающих на Бога, в чем и помоги нам, Господи!

Священник Константин Камышанов

19 января 2014 г.

http://www.pravmir.ru/kreshhenie-kak-nachalo-zhizni-ili-chto-myi-ishhem-v-prorubi/

    ;   Сайт Православной Интернет Карусель