Всё о Рождестве
Христос раждается, славите:
Христос с небес, срящите;
Христос на земли, возноситеся!
Пойте Господеви вся земля
Рождество Христово — второй по значимости православный праздник. Торжественнее его отмечается только Пасха, светлое Христово Воскресение. Подготовившись 40-дневным постом, молитвой и милостыней, православные христиане с живой верой и неподдельной радостью встречают этот всерадостный праздник примирения человека с Богом, видят в нем предвозвестие искупительного подвига Сына Божия и обновления человеческой природы.
Свою духовную радость в день Рождества Христова Церковь выражает пророческим утешительным пением на великом повечерии, которым начинается всенощное бдение: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог». Великая радость Церкви в праздник Рождества Христова проистекает из благодарственного воспоминания снисхождения и единения Бога с человеком. Сообразно великой радости, принесенной миру Рождеством Спасителя, Церковь издревле постановила совершать Богослужение в день Рождества Христова без коленопреклонений. В этот день никто не постится, и в продолжение трех дней Церковь созывает своих чад праздничным колокольным звоном.
Праздничные традиции
Рождество Христово – праздник, когда в душе пробуждаются самые светлые и добрые чувства и появляется особое ощущение чуда… В этот день мы вспоминаем действительно величайшее чудо, которое когда-либо было на земле. Более двух тысяч лет назад в палестинском городе Вифлееме родился Богомладенец Христос, Спаситель мира. Бог стал человеком – и всякий раз в Рождественскую ночь в храмах торжественно воспевается: «С нами Бог!».
За две тысячи лет сложились прекрасные традиции празднования Рождества – к нему задолго готовятся, сам праздник встречают особенно, дарят необычные подарки, особым образом украшают дом, готовят особую трапезу, а главное – с особенным вниманием и теплом заботятся о ближних.
Как подготовиться к Рождеству
По своему значению Рождество – величайший праздник после Пасхи; его называют «Зимней Пасхой». И как Пасхе предшествует Великий пост, так и празднование Рождества предваряется длительным постом – с 28 ноября по 6 января. Несмотря на пост, в эти дни все живут в предвкушении великого праздника, готовят подарки для своих близких. До революции в это время во многих семьях начинались репетиции домашних Рождественских спектаклей.
6 января – Сочельник. В этот день пост самый строгий, но одновременно это и самый радостный из всех дней, предшествующих Рождеству – полный ожидания чуда. В Сочельник многие стараются побывать в храме, очистить свою душу исповедью, чтобы в Рождество приступить ко Святому Причастию.
Празднование самого Рождества совершается в ночь с 6 на 7 января – ровно в полночь в храмах начинается торжественное богослужение. Ночь избрана для праздничной службы не случайно – ведь именно ночью, когда спал весь Вифлеем, родился в пещере в тишине и безвестности Богомладенец Христос, и Ангелы воспели Ему хвалебную песнь: «Слава в вышних Богу и на земле мир!». С тех пор каждый год люди приходят в храм ночью, чтобы вместе с Ангелами вновь радоваться о Рождении Христа.
Духовной радостью наполнен и весь следующий день; его проводят вместе с близкими, в теплом общении.
С 7 января до Крещения (19 января) – Святки. Эти дни традиционно были временем, когда люди стремились поделиться своей радостью друг с другом: ходили в гости, устраивали званые вечера, творили дела милосердия.
Рождественская символика
С давних времен символами Рождества были Вифлеемская звезда, ангел и вертеп.
Вифлеемской называют ту необычную звезду, которая возвестила людям о рождении Христа. Ее увидели на небосклоне восточные волхвы: звезда была необыкновенно яркой и двигалась по небу вопреки всем законам природы. Увидев ее, волхвы поняли, что произошло великое событие – сбылось древнее пророчество о рождении на земле Бога. Следуя за звездой, они пришли в Вифлеем и поклонились родившемуся Спасителю. В христианском мире сложилась традиция украшать Рождественские подарки звездами, напоминающими о той чудесной ночи. В виде звезд делались и елочные украшения, и ювелирные подарки, и лакомства.
Ангелы в Рождественскую ночь возвестили о рождении Господа пастухам, пасущим неподалеку стадо. Тотчас за благовестием последовало явление ангельского хора, славившего Бога.
Еще один символ Рождества – вертеп. В переводе со славянского это слово означает укрытие, пристанище, пещера. Именно в пещере и появился на свет Богомладенец. С начала XVII века стала распространенной традиция устраивать в Рождественские дни театрализованные представления, рассказывающие историю рождения в мир Господа Иисуса Христа. Для разыгрывания рождественского сюжета использовался переносной ящик с миниатюрными фигурками внутри, который и назывался вертепом. Мини-спектакли устраивались как открытые, или народные, для всех желающих вспомнить евангельскую историю, так и частные, проводившиеся дома для гостей и домочадцев.
Есть и еще одно значение этого слова. Вертепом называется и традиционный рождественский подарок — «игрушечная» пещера со Святым Семейством: Младенцем Иисусом, лежащим в яслях, Матерью Его Марией и праведным Иосифом. На Младенца ласково смотрят животные, у входа стоят пришедшие поклониться пастухи и волхвы с дарами. Рождественский вертеп может быть из дерева, кости, камня. Его можно сделать своими руками из корзины: из еловых ветвей получаются красивые своды пещеры, внутрь которой ставится икона Рождества.
Возле храмов традиционно устанавливают большие вертепы из еловых ветвей с иконой Рождества Христова. Возле монастырских храмов уже несколько лет в канун Рождества устанавливают вертепы с объемной иконой. Фигуры Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Христом написаны сестрами иконописной мастерской в канонических традициях, а некоторые детали, например, дощатые ясли и сено в яслях и на полу «пещеры» настоящие.
В убранстве дома на Рождество всегда обязательно присутствовали свечи – их свет символизирует Самого Христа, Который часто именуется Светом, просветившим мир. В старину на Руси к Рождеству делались особые восковые толстые свечи, которые зажигались накануне праздника, с вечера, и горели до исхода следующего дня.
Светлый праздник
Рождество в России всегда было одним из самых любимых праздников, к нему готовились тщательнее, чем к Новому году или Дню Рождения. В этот светлый праздник люди старались преподнести своим близким особенный, неповторимый подарок: необычное лакомство, оригинальную игрушку – всё в красивой упаковке, обязательно с сюрпризом. Часто дарили вещи, сделанные своими руками: вышивка, гобелен.В наши дни вместе с возрождением традиции празднования Рождества возрождаются и традиции рождественских подарков.Кроме перечисленных подарков, можно добавить, что весьма уместно в великий христианский праздник подарить икону, картину христианской тематики или праздничное издание Евангелия.
Подарки и милосердие
Особой Рождественской традицией являются подарки, преподносимые по милосердию. Каждая православная семья, более или менее состоятельная, считает своим долгом на Рождество одаривать бедных, болящих, пожилых. Как правило, подарком становится какое-либо угощение. При этом главное – доброе расположение, желание помочь ближним; человек может просто угостить соседских ребятишек шоколадкой или отнести что-нибудь в храм. В дореволюционной России богатые семьи приглашали на рождественскую елку детей бедных соседей или прислуги, при этом на елку вешались помимо обычных еще и съедобные игрушки – конфеты, орешки, маленькие яблочки. Все это детворе позволялось есть.
Вообще Рождественские дни считаются временем, когда необходимо совершать как можно больше дел милосердия: раздавать милостыню, посещать бедных, больных, навещать престарелых родственников и соседей. Ведь Господь пришел на землю для всех людей, Он всех любит и милует, и в святые Рождественские дни особенно хочется подражать Ему в этом.
Рождественский подарок как произведение искусства
Рождество – праздник особенный, и подарок в эти дни тоже хочется сделать необычный. В искусстве подарка, как и во многом другом, образцом часто является XIX век. В то время даже подарочная упаковка была произведением искусства, так что ее потом долго хранили, – а что уж говорить о самих подарках!
Не просто угощение
В XIX веке на Рождество было принято дарить лакомства – конфеты, фигурные пряники, золоченые орехи. Ими в изобилии украшали елку, и в праздник дети сами срезали себе угощение. Под Рождественской елкой тоже можно было найти сладкие подарки, весьма оригинально упакованные. Круглые жестяные коробки, расписанные вручную, резные ларцы, фарфоровые кружечки, деревянные сани, миниатюрные расписные домики – всё доверху наполненное шоколадом, карамелью, леденцами. Детям особенно нравились жестяные или эмалированные паровозы с конфетами. Из отдельных сладких вагончиков можно было собрать целый состав. Оформлению Рождественского подарка вообще придавалось большое значение. Интересно, что первые цветные упаковки стали делать именно для зимних праздников – Рождества, Нового года, Святок.
Сладкий подарок часто был не только угощением, но и развлечением. Например, на конфетной обертке можно было увидеть ребус или загадку (эти конфеты так и назывались: «Ребусы», карамель «Гадательная»). Некоторые загадки современным детям, пожалуй, было бы сложно отгадать: например, с карамели «Детской»: «Кто родился и никогда не умирал?» (Род человеческий). Кондитерские компании проявляли во время Рождества особую изобретательность – так, товарищество Эйнем к своему шоколаду прилагало карточки, рассказывающие о празднике. Составив несколько карточек вместе, можно было обнаружить выкройку маскарадного костюма или схему забавной игрушки. Такие карточки, очень красивые, литографированные в несколько цветов, сразу же становились предметом коллекционирования. Кондитерские компании выпускали специальные альбомы для подобных коллекций.
***
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних, -
Вот пропели петухи -
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник, -
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ливан.
Афанасий Фет
Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь
г. Екатеринбурга Екатеринбургской епархии РПЦ
http://www.sestry.ru/church/content/christmas/traditions