Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интернет-издание прихода в честь Владимирской иконы Божией Матери  ст. Чемолган Алматинской области

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Интернет-издание прихода в честь
Владимирской иконы Божией Матери

ст. Чемолган Алматинской области

№ 31 (587) 16 августа 2020 г.

Чтения на Литургии: 1 Кор. 4:9–16.
                                      Мф. 17:14–23.

 

Владимирская икона Божией Матери

Неделя 10-я по Пятидесятнице.
Преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

"Сей род изгоняется только молитвою и постом". Если сей род изгоняется молитвою и постом другого лица, то тем более войти не может в того, у кого есть собственный пост и молитва. Вот ограда! Хоть бесов бездна и весь воз-дух набит ими, но ничего не смогут сделать тому, кто огражден молитвою и постом. Пост - всестороннее воздержание, молитва - всестороннее богооб-щение; тот совне защищает, а эта извнутрь устремляет на врагов всеоружие огненное. Постника и молитвенника издали чуют бесы и бегут от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обна-руживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу и отклоняя от всякого добра; так что тот уверен, что все сам де-лает, а между тем только исполняет волю врага своего. Возьмись только за молитву и пост - и враг тотчас уйдет и на стороне будет выжидать случая, как бы опять вернуться, и действительно возвращается, как только оставлены бывают молитва и пост.

***
Исцеление бесноватого отрока
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В сегодняшнем Евангелии мы еще и еще раз видим отчаянную человеческую нужду и неспособность учеников Христовых исцелить человека. Недавно мы читали в Евангелии о том, что они чувствовали, что не в состоянии накормить народ, который окружал Христа; и спросили Его: почему? Почему они так бессильны? Почему они не могут помочь тем, которые с такой надеждой к ним приходят?

И Спаситель две вещи сказал. Сначала, до их вопрошания, Он сказал: приве-дите больного мальчика ко Мне... Это первое, что каждый из нас в состоянии сделать. Когда перед нами нужда, болезнь, отчаяние и растерянность, мы так часто стараемся своим умом помочь; и порой, в какой-то мере, мы это можем сделать. Но в конечном итоге, предельная гармония, цельность человека мо-жет быть восстановлена только Самим Богом. И поэтому мы должны помнить, что мы посланы в этот мир для того, чтобы каждого нуждающегося привести к Самому Христу, стать настолько прозрачными, настолько незаметными, чтобы люди вошли бы в общение со Христом, потому что мы их за руку к Нему при-вели – но только.

Второй вопрос был поставлен конкретно учениками: почему мы не смогли его исцелить?.. – Потому что не хватило веры. Не веры в то, что у них есть сила это сделать, а веры в то, что Бог может это сотворить, и что роль ученика в том, чтобы распахнуть как можно шире дверь для Бога, чтобы Он мог всту-пить в жизнь и сотворить чудо.

Но для того, чтобы быть способным так поступить, как Спаситель им сказал, надо пройти путем молитвы и поста. Не поста в том смысле, в котором мы о нем говорим так часто: воздержание в пище: а поста в том основном смысле, в котором святые отцы понимают это слово: отказ – или, вернее, свобода – от всего того, что нас порабощает; свобода от всего того, что нас прельщает, царственная независимость, при которой мы можем до конца принадлежать Богу и быть способными к Нему обернуться, и слушать, в глубинах нашего бытия, Его животворящее слово.

В этом и заключается, в конечном итоге, молитва: в том, чтобы мы, стряхнув с себя все узы, забыв про землю, про небо и про себя, стали перед Богом в глубоком молчании, слушая, вслушиваясь всем нашим существом в Его при-сутствие, в Его безмолвие, в Его слово животворящее, и отвечая Ему порой только одним словом: Аминь! Да, Господи, приемлю, да!..

И не напрасно в конце этого отрывка говорит нам Христос о том, что Ему че-рез несколько дней надлежит быть переданным в руки человеков, которые озабочены только землей, и что они Его убьют, потому что такой свидетель свободы в Боге невыносим для них. Это предел того, к чему Он зовет учени-ков: отрекитесь от себя до конца! Уйдите в Бога до конца, – тогда вы станете, вероятно, чуждыми тем людям, для которых Бог чужд, в которых не живет подлинная жалость и любовь. Следуйте Моему примеру; возьмите свой крест и последуйте за Мной – но без страха! Потому что Я никуда вас не поведу, никаким путем, каким Я Сам не прошел, и этот путь, через крест, ведет к Вос-кресению. Аминь!
Митрополит Антоний Сурожский

**
Преп. Антоний Римлянин. Об уповании на Промысл Божий.

Преподобный Антоний-римлянин, новгородский чудотворец, память коего со-вершается ныне, родился в Риме от благочестивых родителей, принадлежав-ших к церкви восточной, православной. В это время разделение церквей на восточную и западную уже произошло, и в Риме преследовали тех, которые уклонялись от церкви западной; почему и родители Антония скрывали свое истинное вероисповедание. По смерти их, Антоний роздал часть своего име-ния нищим, а на остальную – приобрел церковные сосуды и другия вещи, по-ложил все в бочку и пустил ее в море; а сам удалился в пустыню, будучи 18-ти лет. Встретившихся монахов он упросил постричь его и около 20-ти лет прожил в одном из монастырей. Затем удалился к морю и поселился на одной скале, но в 1106 году, сентября 5-го дня, произошла буря, оторвавшая скалу его от берега и понесшая каменную глыбу по морю. Камень, по устроению Промысла Божия, не утонул, плыл по водам и наконец достиг Новгорода. Ан-тоний сначала, не зная языка славянскаго, не мог понять, куда он прибыл; но в Новгороде нашлись люди, знавшие и латинский, и греческий язык; они и разъ-яснили ему все. Княжил в Новгороде в это время Мстислав, сын Владимира Мономаха. Святитель новгородский Никита дал Антонию то селение, к кото-рому он пристал, и выстроил ему деревянную церковь. Впоследствии Антоний основал здесь монастырь и был первым его игуменом. Вещи, пущенныя в боч-ке в море, чудесньм образом прибыли в Новгород.

«Ветхий Рим, отечество твое, оставив, поется ему в тропаре, на камень яко на легкий корабль восшел еси и на нем паче естества аки безплотен по водам шествовал еси, промышлением Божественного разума направляем, великого Новгорода достигл еси и обитель в нем сотворив, тело твое в нем предложил еси, яко дар освящен. Тем молим тя, отче Антоние, моли Христа Бога, да спа-сет души наша». (Троп.).

В жизни препод. Антония-римлянина нельзя не видеть, братия, явных путей Промысла Божия, охраняющаго жизнь человека среди бушующих волн моря и безопасно сохраняющаго брошенныя в море сокровища. Зная, что над нами бодрствует недремлющий Промысл Божий, мы должны с детскою верою и сердечною любовию уповать на него.

Уверьтесь крепко в той истине, утвердитесь всем сердцем и всею мыслию в том отрадном веровании, что во всех случаях и обстоятельствах жизни вы находитесь под премудрым и всеблагим надзором и попечением любвеобиль-ного Отца, Владыки неба и земли; что все благопотребное для жизни нашей подается нам Его щедроподательною десницею, что от Его отеческого благо-словения зависит все наше счастие и временное и вечное, а от Его гнева все несчастие и погибель.

В самом деле, если и на все творения великие и малые простирается всебла-гое промышление Отца небеснаго, то может ли Он оставить и презреть чело-века, на котором напечатлел Он Свой божественный образ, для спасения ко-торого не пощадил единородного Сына? Взгляните, говорит Господь, «на птиц небесных; они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их; кольми паче вас, маловеры! Посмотрите и на полевыя лилии, как они растут? Не трудятся, ни прядут. Но и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же и траву полевую, которая сегодня растет, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, ма-ловеры! Кто же от вас пекийся может приложити возрасту своему локоть един?» (Матф. 6, 26–30). Кто из самых мудрых и прозорливых людей может предвидеть и предуразуметь, что встретит его в грядущий день, или обещать себе продолжение жизни и здоровья хотя бы на один час? Кто из самых за-ботливых и попечительных может обезпечить жизнь свою от всякой беды и скорби, от всякого зла и напасти? Кто из самых искусных и многосведущих, бросая семена свои на землю, может быть уверен наперед, что посеянное принесет ему изобильный плод? Кто из самых трудолюбивых и предусмотри-тельных может быть уверен, что приобретенныя им блага многа послужат ему на лета многа? Все это в воле Божией, все зависит от Его благоволения или гнева. Отымите благословение Божие от земли, и она окаменеет под стопами нашими, не произведет сама собой ни одной живой былинки. Отымите благо-словение Божие и от человека, от его жизни и сил, от его дел и трудов, и ни-какое искусство не продлит его жизни ни на одно мгновение.

Посему-то и учит нас св. вера наша, чтобы мы уповали не на свой только ра-зум и силы, но на всеобъемлющую премудрость и всемогущую силу Божию; не на сокровища земныя, но на неиждиваемое сокровище благости и мило-сердия Божия, не «на князи и сыны человеческия, в нихже несть спасения, но на Бога жива и истинна»; чтобы мы всего ожидали не от своих только трудов, забот и попечений, но от благости и милосердия Отца небеснаго, Который знает все наши нужды и подает нам все потребное прежде прошения нашего. Как бы ни был ты счастлив и благополучен во всем, помни, возлюбленный, что все, что имеешь, чем наслаждаешься и утешаешься в жизни, не твое, все подается тебе свыше от Отца светов, все подано тебе только на время и все может быть взято от тебя навсегда. С другой стороны, как бы ни было тягост-но положение, в котором ты находишься, какими бы ни был ты окружен скорбными обстоятельствами, никогда не забывай, брат мой, что есть всеви-дящее око, которое видит твою скорбь; есть всемогущая премудрость, кото-рая может избавить тебя от всех возможных бедствий; есть высочайшая лю-бовь, которая любит тебя более, нежели матерь дитя свое, есть щедрода-тельная десница, которая готова подать тебе все благопотребное во время свое.

Уповать на Промысл Отца небесного должно разумно, благочестно и со стра-хом Божиим. Может ли уповать на любовь и милость родителей своих пре-ступный сын, забывший благодеяния их, пренебрегший любовь их, не покоря-ющийся власти их? Так и грешник, забывающий об Отце небесном, не испол-няющий Его свв. заповедей, достоин ли ожидать от Него даров Его? Не менее ложно было бы упование наше на Промысл Божий, если бы мы, уповая на Бо-га, сами оставались безпечными в отношении к самим себе, не трудились в поте лица своего по заповеди Господней. Помощь Господня приходит только к тому, кто трудится и молится, а не к тому, кто бездействует и предается унынию. Господь хощет, чтобы все потребное для жизни нашей было вместе и плодом благословения, которое Он изливает на землю, и плодом труда, на который Он осудил человека. Было бы дерзко и безумно воображать, что Господь будет творить чудеса для поддержания людей ленивых и праздных, для сбережения их имущества, когда они сами расточают его; для сохранения их здоровья и сил, когда они сами разрушают их. Отеческого попечения Бо-жия достоин только тот, кто своею жизнию и делами старается быть достой-ным сыном Отца небеснаго, кто принимает дары Божии с благодарением, упо-требляет их в славу Божию и спасение души своей, кто проводит жизнь тру-долюбивую и богобоязненную. «Ищите прежде царствия Божия и правды Его и все», потребное для жизни вашей временной, «приложится вам».

Молитвами препод. Антония римлянина да сохранит нас Господь в крепкой и разумной вере в Промысл Божий.
Протоиерей Григорий Дья-ченко

 

    ;   Сайт Православной Интернет Карусель