Протоиерей Александр Авдюгин
Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
(Гал. 5: 1)
Еще в начале этого, 2016 года стал свидетелем такого разговора:
– Удачным должен год стать. Всего одна пятница с 13-м числом, да и то в месяце, когда все маются, – в мае.
И действительно – проверил дома – одна пятница, отношение к которой столь неоднозначное. Только успокоения этот факт не принес, ведь это далеко не единичный пример, когда суеверие становится духовным руководителем.
Прихожанка, сетующая на то, что «не с той ноги встала»; невеста, упорно заставляющая своего избранника съездить на мост и повесить на перила путепровода большой замок; девочка, плачущая от того, что кукушка прокуковала ей всего пять раз, – знакомые ситуации?
Да повседневные!
О пустых ведрах, стуканье по дереву, тяжелом понедельнике и черной кошке вообще говорить не надобно, ибо они в общепринятом употреблении, как говорят, притча во языцех. У моего соседа по лестничной клетке тоже персональная особенность есть, к сожалению, со мной грешным связанная. Где-то он услышал, что если с утра попа встретить, то весь день насмарку, поэтому всегда ждет, горемычный, пока я в храм уйду, или раньше меня старается на работу отправиться.
Суеверие – болезнь всех времен и народов, независимо от их социального, исторического или технического уровня.
Именно болезнь, которая, к сожалению, имеет свое реальное физическое отражение. Не столь давно обратился ко мне врач-хирург с просьбой, каким-то способом помочь его другу, также медику, избавиться от предсказания гадалки-цыганки. В уже далекие 1980-е ему было данной «прорицательницей» скороговоркой указано, что «проживешь ты, милок, до 57 лет и помрешь». И вот грядет год, когда окончится отмерянное гадалкой время жизни, и врач стал разительно похож на героя сказки А.С. Пушкина, который ни спать, ни есть не может, так как «время идет, и срок уж близенько».
Казалось бы, просвещенный век, технологии будущего, наука, пытающаяся все объяснить, – и вдруг дремучее невежество. Отчего же раз за разом слышим: «не так звезды сложились» или «день несчастливый»? Почему же столь живуч этот грех, который не только «портит настроение», наносит душевную рану, но еще и откровенно гробит наше физическое здоровье? Почему утверждения и предупреждения всех монотеистических религий (христианства, ислама и иудаизма) о пагубности суеверий лишь «горох об стену», выстроенную лукавым?
Вопросы эти повсеместны и постоянны, хотя ответ элементарен и прост: отсутствие веры в Бога или ее наивное понимание.
Сегодня в любом граде и любой веси маковки храмов увидеть не сложно, но главный ветхозаветный грех – многобожие – по-прежнему живуч и силен. Это не рудимент нашего языческого прошлого, а вполне реальная сила, паразитирующая в недавнем прошлом на безбожии, а нынче на философии общества потребления. Здесь никакие гаджеты и научные достижения не помогут. Человеку, не желающему, как пел А. Галич, «выйти на поиски Бога», хочется закрепить свое благополучие, получить уверенность в дне завтрашнем иным способом – обычно более легким. Как только данное желание определяется, тут же обязательно появляется ловкий советчик, который будет прост, современен и убедителен. Он предложит ворох «простых решений», которые в сути своей имеют магическую составляющую, то есть путь, где Богу места не находится.
Добавим к этим стараниям лукавого «дельца» нашу внутреннюю, часто неосознанную и неосмысленную приверженность к непонятно откуда взявшимся «преданьям старины глубокой». Наверное, каждый слышал знаменитое «так все делают», хотя кто эти «все» и почему делают именно «так», не объясняется. Своего рода аксиома, которую не нужно истолковывать.
Суеверия имеют свойство трансформироваться, преобразовываться и приспосабливаться. За примерами далеко ходить не надо, достаточно побеседовать с теми, кто пребывает в серьезной алкогольной зависимости. Если в не столь давние времена они активно общались с племенем гоголевских потусторонних сущностей, то нынче ведут полемику и дискуссии с гуманоидами всех мастей, а также с «живыми объектами» из компьютерных и экранных страшилок.
Или иной пример: мой компьютер регулярно приводит в порядок хороший мастер, которого знаю уже много лет; и перед тем, как начинать восстанавливать эту электронную машину после моего безобразного к ней отношения, он ставит рядом с ней прозрачный кристалл-пирамидку.
– Зачем? – спрашиваю.
– От вирусов и поломок, – отвечает компьютерщик.
Так что говорить о том, что суеверны лишь малообразованные, непросвещенные и невежественные люди, не следует.
За повседневными службами, требами и проповедями к «прочитанному Евангелию» или празднику не нужно забывать, но постоянно, регулярно, ежедневно и ежечасно напоминать: любое суеверие есть отречение от Бога, а вера в любую примету – отказ от помощи Божией. Да и строчку из нашей главной молитвы «но избави нас от лукавого» почаще растолковывать.
Вот тогда и не будем считать тринадцатые пятницы.
Воистину воскресе Христос!
Протоиерей Александр Авдюгин
13 мая 2016 г.
http://www.pravoslavie.ru/93265.html