Епископ Пантелеимон (Шатов) о создании христианской семьи
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов) – председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, управляющий Восточным викариатством города Москвы, духовник Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, духовник Православной службы помощи «Милосердие» – часто встречается с молодежью, в том числе и для бесед о браке и семье. На этих встречах поднимаются вопросы, особенно волнующие девушек и молодых людей: на каком фундаменте можно построить крепкую семью? как найти в этом мире любовь? как преодолеть одиночество? как выбрать будущего супруга? как противостоять искушениям современного общества?
Общение со Христом и есть выход из безвыходной ситуации
Мы живем в такое время, когда семья разрушается. Разрушается, прежде всего, потому, что люди решили сами искать выход из тех проблем, которых сегодня так много в мире. Они повторяют ту ошибку, которую допустили в раю Адам и Ева. С ними был Бог. Они жили в Раю. Там не было зла, и Бог хотел, чтобы они стали богами по благодати. Но они послушались голоса злого духа, который соблазнил их предложением стать «как боги», вкусив запрещенный плод, нарушив заповедь Божию. Так злой дух обманом заставил первых людей самих искать путь к совершенству через плоды познания этого материального мира. Современные люди идут по тому же ложному пути Адама и Евы. Люди думают, что наука и экономика – главное для человека. Они пытаются решать проблемы, но проблемы только увеличиваются. И мы знаем, к чему в конце концов это приведет.
Семья разрушается, потому что люди теряют связь с источником любви – с Богом. И если мы хотим, чтобы нашу жизнь устроил Бог, помог нам в этой жизни найти того, кто может быть нашим супругом, то мы должны обращаться за помощью к Богу.
Мы понимаем, что не каждый человек в современном мире может найти себе достойного спутника жизни. Но лучше не соединять свою жизнь с каким-то недостойным человеком, потому что иначе ваша жизнь будет еще хуже. Только Господь способен показать нам тот путь, который приведет нас к радости. Ведь мы все хотим радости и любви. А любовь возможна не только в браке.
Иисус Христос говорит о любви к людям. В Евангелии есть заповедь о любви даже к врагам. 2000 лет тому назад на Землю пришел Христос, жил с апостолами, умер на кресте, воскрес из мертвых, взошел на Небеса и остается с нами. В общении со Христом и решаются все проблемы. Это общение и есть выход из безвыходной ситуации, в которой находится человечество.
Люди, которые не знают, как решить семейные и другие проблемы в этой жизни, в общении со Христом находят все ответы. Я думаю, что если в вашей душе есть немирность, неспокойствие, безрадостность, то это не потому, что у вас нет семьи. Есть другая причина. Она, наверное, в том, что вы далеки от Бога. Вы не идете ко Христу, не хотите Его впустить в свое сердце, не хотите Его принять, соединиться с Ним в Таинствах Церкви.
Верующий человек не чувствует себя одиноким
Человек, который хочет создать семью, обычно жалуется на одиночество. В Библии сказано, когда Адам был сотворен Богом: «Нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2: 18). Но Господь для того и пришел на землю, чтобы мы были не одни. Он сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20). Люди, которые любили и знали Христа, говорили: «То, чего мне недостает, возместит общение с Господом». Господь никогда не посрамлял эти надежды. Он всегда приходил и утешал, помогал и радовал тех, кто имел в этой жизни недостаток, но молился Христу.
Блаженная Матрона была слепой, инвалидом, но она обрела благодать Божию и счастье в этой жизни. Мученики, которые страдали за Христа, иногда даже не чувствовали своих мук. Люди, которые раздавали всё, что было у них, и потому не имели ничего, владели всем миром, когда обретали Христа. «Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем», – говорит апостол Павел (2 Кор. 6: 10). Монахи, которые отказывались от всего, затворяли себя в тесных кельях и пещерах, даже закапывали себя в землю – получали ту радость, которую этот мир не может в себя вместить, которая не сравнима ни с какой другой радостью.
Главная проблема человечества в том, что люди мучаются из-за одиночества. Об этом вся современная литература, музыка, кино. Эту проблему рассматривают философы и журналисты. Они много пишут, рассуждают, как быть и что сделать, чтобы решить эту тяжелую проблему – избавить людей от одиночества.
Но в чем причина одиночества? Одиночество возникает именно потому, что душа не имеет общения с Богом. Какой же выход? Христиане знают, где выход. Выход состоит в обращении к Тому, Кто пришел на Землю и, не перестав быть истинным Богом, стал истинным Человеком, подобным нам, – во Христе Иисусе.
Когда Адам был в Раю, там был Бог. Но этот Бог, Который был в Раю, был не Богом воплотившимся, а Богом пребывающим. Адам каким-то образом видел Его. Но когда совершилось воплощение Бога – Бог пришел на землю и стал Человеком, – ситуация во всей Вселенной изменилась в корне.
Если не любишь Бога, как будешь любить человека?
Теперь мы не можем ссылаться на то, что у нас нет радости, на то, что мы одиноки, ведь с нами есть Христос, Который пришел на землю, мы можем иметь общение с Ним в церковных Таинствах. Вне этого общения ни один человек, ни семья, ни общество, ни всё человечество не могут иметь полноты радости. Потому что, если бы мы могли иметь радость без Христа, зачем Христу было бы становиться Человеком? Нет, альтернативных Христу источников радости и жизни не существует.
Иисус Христос дает нам Свое Тело и Кровь под видом хлеба и вина в Евхаристии. Он умер за нас и готов умереть за каждого из нас снова, если это было бы нужно. Иисус Христос любит нас и будет любить так, как не может любить ни один человек, как не будет любить нас никакой отец, никакая мать, никакой жених, никакая невеста, никакой муж, никакая жена.
Если сейчас, когда вы живете одни, вы не имеете общения со Христом, если вы пренебрегаете Его любовью, если вы не отвечаете ничем на эту любовь, то как вы будете жить с человеком, подобным вам? У которого есть недостатки, который не будет любить так, как любит Христос? Подумайте об этом! Именно в этом причина всех неустройств: немирности и боли в вашей жизни. Именно от этого у вас пусто в душе, именно это – причина трагедии вашего одиночества. Источник же этой трагедии – ваш свободный выбор. Только вы решаете: идти ко Христу или отвергнуть его.
«Заведу ребенка»
Кто-то пытается и так побороть одиночество: решает родить «для себя» ребенка. Женщина думает: «Заведу ребенка. Подберу его отца по анализам крови, чтобы был здоровый, с нормальной наследственностью, и рожу от него ребенка». Это эгоизм. Эти женщины думают не о ребенке, которого хотят родить, а о себе. И семья им не нужна. Но ребенок – не собачка, его нельзя «завести». Ребенку нужна семья. И как расти ребенку без отца?
Отдайте любовь тем, кто нуждается в помощи
В то же время как можно говорить об одиночестве, когда так много людей нуждаются в помощи? Как много детей, которым нужна любовь! Есть семьи, где ребенка никто не любит. Есть детские дома, есть дети-инвалиды, которых никто не собирается усыновить или удочерить, взяв себе в семью. Отдайте им эту любовь, попробуйте это сделать не в мечтах, не в своих планах, а в жизни.
Некоторые люди говорят: «У меня есть любовь в душе, но эту любовь не на кого излить. Мне нужен человек, на которого я излила бы всю свою нежность, всю любовь, чтобы я заботилась о нем, готовила то, что он любит кушать, ухаживала…» Есть сосуды и для этой любви: бездомные, дети-сироты, больные в больницах, многодетные семьи, где у мамы не хватает любви и заботы на всех детей, одинокие престарелые, люди самых разных возрастов, самых разных положений. Очень много людей, которые нуждаются в любви. У нас есть сообщество добровольцев, которые помогают людям, нуждающимся в нашей помощи и любви.
Иногда слова: «Я одинок. Я бы хотел, чтобы у меня была своя семья», – на самом деле ложь, обман, прикрытие. Мы не умеем любить, радоваться. Мы не умеем верить в Бога. Но ищем себе какую-нибудь замену всему этому. Кому-то нужен наркотик, кому-то бутылка водки, кому-то компьютерная игра, а кому-то – семья. Но семья – это не шутка. Это серьезное дело.
Брак и физиологические потребности
Есть и еще проблема, о которой нужно сказать. Человек говорит: «Мне нужно создать семью, я не могу быть один, потому что мне нужно удовлетворять физиологические потребности». Человек не может обходиться без еды и без питья. Но человек вполне может жить и быть счастливым без «этого». «Это» совершенно необязательно человеку. Когда он научился «этому», насмотрелся всякой дряни, намечтался всякой гадости, тогда он, конечно, без «этого» не может жить. Но можно привыкнуть и навоз жевать, и тогда без навоза не будет никакой жизни.
Что же делать? Отвыкать от привычки! Если ты стал алкоголиком, то надо идти к врачу и излечиваться от алкоголизма. Если ты наркоман – есть центры, которые помогают освободиться от наркозависимости. Так же точно и от этой якобы потребности человек может и должен излечиться. В браке она будет вам только мешать. Брак не для того, чтобы удовлетворять какие-либо «потребности», а для того, чтобы учиться любви и жертвенно служить другим: супругу и детям.
Брак – это школа любви и целомудрия. Нецеломудренный человек, вступая в брак, оказывая потворство своим страстям, часто может стать даже худшим. Ему понадобится еще что-то, чтобы как-то свои страсти удовлетворять. Но это же какое-то скотство. Человек должен жить для души, для духа, он не должен потворствовать своему телу. Это причина совершенно не убедительная для вступления в брак.
Верующий человек вступает в брак для того, чтобы создать Малую Церковь, чтобы учиться любить, чтобы служить, учиться слушаться, смиряться, нести ответственность за другого, ухаживать, заботиться о ком-то. В этом заранее надо тренироваться. Может быть, Господь не дает вам любимого человека, пока вы еще не умеете так любить, пока у вас это только в мечтах.
Давайте будем учиться этому. Создадим такие курсы. Дадим каждому из вас по подопечному, которого вы будете любить, о котором будете заботиться: кому-то – ребенка, кому-то – бомжа, кому-то – какого-нибудь больного. Я понимаю, это смешно, может быть, звучит, немножко я утрирую, но в принципе так можно поступать.
И ваши близкие нуждаются в помощи: мама, папа, бабушка, дедушка, родственники. Вокруг нас очень много людей, которые нуждаются в помощи.
Живите радостно!
У нас у всех есть таланты. Кто-то может писать стихи, кто-то – играть на музыкальных инструментах или петь. Можно очень интересно жить на свете. Надо пользоваться этой возможностью – интересно жить, пока еще живем.
Надо выстроить график счастливой жизни, радостной жизни. Не нужно спешить угнаться за чем-то, не нужно спешить всё сделать. Нужно сделать жизнь радостной, такой, чтобы душа радовалась. Достичь это вам поможет Христос, Церковь. У Церкви есть опыт счастливой жизни.
Ну и один маленький практический совет: пораньше ложиться и пораньше вставать. Это важно, чтобы избежать уныния.
Утро – лучшее время для молитвы
Если вы одиноки, вам обязательно надо молиться. Для этого надо утром пораньше вставать. Есть такое место в Евангелии, где говорится о том, как Господь утром, «встав весьма рано», вышел и удалился в пустынное место и там молился. Святитель Феофан Затворник говорит: «Вот урок рано вставать и первые часы дня посвящать молитве в уединении. Душа, обновленная сном, бывает свежа, легка и способна к проникновению, как свежий утренний воздух, потому сама собою просится, чтобы пустили ее туда, где вся ее отрада, перед лицо Отца Небесного, в сообщество ангелов и святых».
В утреннее время удобнее молиться, чем после, когда налягут на душу заботы дня. Но, к сожалению, эти слова были написаны тогда, когда ритм жизни был немножко другой. Вы, наверное, не согласитесь с этим. Вам, может быть, легче молиться вечером, чем утром. Но я по себе заметил, что утренние молитвы помню наизусть, а вечерние никак запомнить не могу: вечером голова устает. Некоторые молятся только вечером, а утром торопятся, только проснутся – и сразу по делам бегут… Но очень важно начать дела именно с молитвы. Утро – важное время для молитв.
Чтение с разбором
Нужно подумать и о том, что читать. Потому что не всё надо читать. Новости не надо читать! Не надо! Зачем погружать в это ум? Тем более что эти новости написаны людьми, которые хотят не рассказать о том, что происходит на самом деле, а сформировать наше однобокое мнение об этом событии, повернуть наши мысли в какую-то сторону. И пишут только страшное, так что кажется: уже конец всему! Зачем всё это читать? Вы и так про самое главное узнаете. Третья мировая война начнется – вам обязательно скажут, не расстраивайтесь!
Нужно читать хорошие книги, слушать хорошие книги – сейчас можно найти в интернете аудиозаписи книг. Составить реестр хороших книг и вечером что-нибудь хорошее почитать или послушать. Чтение хороших книг очень помогает стать счастливым.
Чтобы побороть одиночество, обязательно нужно что-то делать вместе: это может быть совместное служение какое-нибудь, занятия спортом, отдых, паломничества, походы… Нужно заниматься творчеством. Нужно заниматься спортом: тело должно работать. Нет времени на спорт, да просто снег покидать, когда он выпадет, подметать двор, если нет снега. Девушкам не стоит заниматься боксом, тяжелой атлетикой или в футбол играть – им подойдет тот спорт, который делает сильными и изящными.
Для мужчин – борьба, бокс, тяжела атлетика. Или в футбол погонять. Можно записаться на большой теннис, можно организовывать велопробеги…
Приходишь на Литургию грешным и нечистым, а уходишь святым
Самое главное в жизни – Литургия. Важно готовиться к Литургии, так молиться, так в ней участвовать, чтобы это было радостно – так радостно, как это было для святого праведного Иоанна Кронштадтского, который говорил: «Когда я не служу Литургию, я умираю». Он обличал современных ему людей в том, что они маложизненно участвуют в Евхаристии. Нужно любить Литургию, как любили ее святые.
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Фото: Пресс-служба Синодального отдела по благотворительности Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Фото: Пресс-служба Синодального отдела по благотворительности
Я себе жизни не представляю без Евхаристии. Это самый главный момент дня, самый главный момент в жизни моей. Это такая радость! Каждый раз она новая! Каждый раз по-новому ты слушаешь эти слова, повторяешь их, читаешь их. Приходишь на Литургию грешным, плохим, нехорошим, грязным, нечистым, с мыслями какими-нибудь нехорошими, а уходишь святым. Литургия очищает человека, делает в соединении со Христом другим. Христианин на Литургии воспринимает дар Духа Святого.
Основа духовной жизни – иметь духовника
У каждого должен быть свой приход, свой храм, свой духовник. Как выбрать духовника? Если человек живет в тайге, где мало священников, где мало храмов, там, наверное, это сделать сложно, но в Москве так много хороших священников.
В своем приходе должен быть духовник, или это не важно? В своем приходе! И лучше всегда одному духовнику исповедоваться. Одна мама должна быть или сколько? Учитель начальных классов всегда один, учитель по английскому тоже один. Если разные учителя, то разное произношение, разные методики преподавания. Конечно же, учитель должен быть один, одна мама, один папа, одна Родина, один духовник, одна Церковь, один Бог. Батюшки бывают единодушные, но все-таки дают разные рекомендации.
Основа духовной жизни – иметь духовника, духовного руководителя, учителя.
Недавно Архиерейское совещание приняло документ об участии верных в Евхаристии. В нем сказано, как сегодня миряне должны участвовать в Литургии. Там очень часто говорится: «Это должен решить человек со своим духовником». Как часто причащаться, как поститься, какое молитвенное правило к Литургии должно быть у человека? Если нет духовника, как это решить? Духовник нужен для того, чтобы научиться хотя бы немножко слушаться.
Уметь слушаться – важное качество для семейной жизни.
23 ноября 2015 г.
http://www.pravoslavie.ru/88037.html