Милостыня и молитва – помощь усопшим
Все мы люди грешные, умираем со грехами. Нет никого из нас, кто бы, умирая, не осознал, что он грешен пред Богом. Но все мы хотя и умрем телом, но будем живы духом пред Владыкой жизни. Слово Божие говорит: на сие бо Христос и умре и воскресе и оживе, да и мертвыми и живыми обладает (ср.: Рим. 14, 9). Сам Спаситель говорит: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. Душа наша, по разлучении с телом, является на суд Божий. Этот суд частный — прежде Всеобщего Суда. Всеобщий Суд будет последний, во Второе страшное Пришествие Господа Иисуса Христа на землю, по общем воскресении нашем, когда души наши соединятся с телами. Он будет совершаться торжественно, перед лицом целого света, и решит участь нашу в Жизни Вечной; а суд частный бывает тотчас после разлучения души с телом, перед Богом, совестью нашей и перед светлыми Ангелами Божиими и злыми духами. Он определяет положение наше только до Всеобщего Воскресения и Страшного Суда. Злые духи будут обличать и обвинять нашу душу в злых делах наших, а светлые Ангелы будут защищать нас добрыми делами нашими против каждого греха, выставляемого злыми духами.
Прежнее прошло. Не бойся
Я заметил, что у людей, обращающихся к священнику, есть что-то общее, и это общее – страх. В душе у них царит какая-то тревога. На нас давит случившееся в нашей жизни и происходящее теперь, мы беспокоимся и за будущее: что нас ждет впереди? что принесет нам завтрашний день? что произойдет в обществе? что будет с нашим здоровьем, страной? как мы справимся со своими финансовыми проблемами? И вот мы уже не спим, как раньше – в мире и спокойствии, мы в большинстве своем чего-то боимся.
Великий Пост приблизился
Расстановка приоритетов
Великий Пост приблизился к нам. Церковь, которая уже давно нас к нему готовила, предлагает вступить на его поприще, говоря что настало время благоприятное и двери милосердия Божия открыты широко как никогда (если конечно так можно выразиться о Том, кто Сам Есть Милосердие).
Что делать в пост? Каково оно – постное делание. Что главное?
Покаяние – великое чудо
«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония моя я сознаю, и грех мой всегда предо мною.» (Пс. 50:1-2)
В современной церковной жизни христианин исповедуется каждый раз, когда готовится стать участником Божественной Литургии и таинства Евхаристии. Но зачастую Исповедь воспринимается как «Билет на Причастие». Христианин исповедует одни и те же грехи из года в год, один и тот же листок с перечнем грехов переживает несколько исповедей. И часто в такой исповеди нет места покаянию, потому что раскаяние — это не перечисление безнравственных поступков, а твёрдое намерение изменить себя, открыться Богу и повернуться лицом ко Христу. И не может быть прощения там, где нет искреннего призыва и надежды на милосердие, человеколюбие и прощение Отца Небесного.
О СИЛЕ МАТЕРИНСКОГО СЛОВА
Протоиерей Сергий Николаев
«Мир начал свое бытие от Слова, говорит нам тайнозритель и апостол Иоанн Богослов. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:1-3).
Словом мы именуем Самого Бога, слово роднит нас с Творцом, по дару слова человека называют словесным существом, в отличие от остального животного мира.
Велика творческая сила слова – «Словом Господним небеса утвердишася» (Пс.32:6). И не только в устах Господа слово несет в себе силу творения. Спаситель открывает апостолам истину, что всякий, имеющий веру хоть с горчичное зерно, может словами передвигать горы.
Потерянный день
Иван ИЛЬИН
Вчера у меня был потерянный день. Это случилось как-то само собою, но вечером я почувствовал всем своим существом, что день этот для меня погиб.
Как только я проснулся, мною овладели заботы: выдвинулись всевозможные жизненные затруднения, осложнения и прямые опасности, целое змеиное гнездо. Напрасно я пытался отделаться от него презрением или юмором; напрасно корил себя за робость и пессимизм; напрасно искал спокойствия в молитве. Как будто давящий туман надвинулся на мою душу; узлы не распутывались, надежды гасли. Воображение рисовало надвигающиеся беды и унижения: когда жизнью овладевают черствые фанатики, духовные идиоты, то надо готовиться ко всему. Горечь и отвращение овладели мною. Сердце судорожно сжалось и ожесточилось. Надо было бороться. И так начался этот погибший день.
Долгий путь из египетского плена
Рассказы
– Молодые люди, как, по-вашему, эта женщина красива? – спрашивает нас на занятиях в Третьяковской галерее наш преподаватель-искусствовед Елена Александровна Лебединская.
Молодые люди, то есть мы, студенты, рассматриваем женский портрет восемнадцатого века и вразнобой, но восторженно восклицаем:
– Елена Александровна, она красавица. Да-да, очень красивая!
«Для чего молиться?»
Истории отца Бориса
Бабье лето давно закончилось, завяло разноцветье в садах, и стылая земля затосковала по снежному одеянию. Легкие снежинки – предвестники зимы – кружились за окнами и таяли на лету. Отец Борис совершал каждение полупустого храма: праздник Покрова падал на среду, и молились на Литургии лишь несколько постоянных прихожан, свободных от работы. Всех их он хорошо знал.
К матушке пришли…
Памяти блаженной Ксении
…Смоленское кладбище подобно спящему ребёнку: глубоким миром и чистотой веет на его аллеях. Ради чего только не идём мы ко Ксении Блаженной! Выплакать горе, вымолить удачу — и каждый замкнут в себе, в своей беде, в своей радости… В своей молитве. И это понятно, и странно было бы прийти ко Ксении, чтобы поглазеть на народ. Но вот я впервые у Блаженной не ради молитвы, а именно ради молящихся. Смотрю, озираюсь, вглядываюсь.
Удивительно! Нет на этих людях всем нам знакомой печати «церковности», привычного благочестия, заученной молитвенности. Люди одеты не слишком благочестиво, зато в глазах, на устах не вычитанная из книжки молитва — из сердца рвущаяся мольба. Заговорить с ними? Но они сюда не для бесед пришли.