Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интернет-издание прихода в честь Владимирской иконы Божией Матери  ст. Чемолган Алматинской области

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Интернет-издание прихода в честь
Владимирской иконы Божией Матери

ст. Чемолган Алматинской области

№ 52 (545) 13 октября 2019 г.

Чтения на Литургии:2 Кор. 6:16-7:1.
                                     Лк. 6:31-36.

 

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Неделя 17-я по Пятидесятнице.
Свт. Михаила, первого митр. Киевского.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

(Лк. 6, 31-36). Коренная, исходная заповедь - люби. Малое слово, а выражает всеобъятное дело. Легко сказать люби, но не легко достигнуть в должную меру любви. Не совсем ясно и то, как этого достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: люби, "как самого себя; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними". Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Все дело стоит за тем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить на себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в каком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, а то тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда сказал Господь: люби ближнего, как самого себя, то хотел, чтобы вместо нас, стал в нас, т. е. в сердце нашем, ближний. Если же там по старому будет стоять наше "я", то не жди добра.

* * *
О христианской любви
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В сегодняшнем евангельском чтении Христос говорит о христианской любви не общими словами, а конкретно и очень просто и доступно. Любовь делается христианской, Божественной, когда человек, любя, забывает себя. Забыть себя до конца дано святым, но любить, не ища награды, не прося, не требуя, не вымогая любви за любовь, не вымогая благодарности за ее проявление – начало христианской любви. Она расцветает в любовь Христову, когда свободный дар любви достигает не только до любимых (это умеют делать все), но до нелюбимых, до тех, которые нас ненавидят, которые нас считают врагами, которые для нас считаются чужими. Если мы не умеем нашей любви распространить на тех, которые нам враги, это значит, что мы еще помним только себя и что все наши действия, все наши чувства исходят от непреображенного еще человеческого сознания, которое находится вне тайны Христа. Мы призваны любить щедрым сердцем, а щедрость, даже природная, заключается в том, что человек жаждет давать, ликует, когда он может отдать не только ему ненужное, но самое ему драгоценное, в конечном итоге – свое сердце, свою мысль, свою жизнь. Мы не умеем любить, но вся жизнь – школа любви, или наоборот, страшное время темного, холодного отчуждения.

И вот Христос нам открывает путь, как научиться любви: каждый раз, как на пути любви я себе самому вспомнюсь, каждый раз, как я встану преградой между своим живым, истинным движением сердца и действием, я должен обернуться к себе и сказать: «Отойди от Меня, сатана» (Мк.8:33): ты помышляешь о земном, а не о небесном... Каждый раз, как, проявляя любовь, я буду требовать ответной любви, благодарности за благодеяния, я должен обратиться к Богу и сказать: Прости, Господи, я осквернил тайну Божественной любви... Каждый раз, когда в ответ на чужую ненависть, на клевету, на отвержение, на отчуждение я замкнусь и скажу: Этот человек мне чужой, он мне враг, – я должен знать, что для меня – не только во мне, но для меня самого – закрылась тайна любви, я вне Бога, я вне тайны человеческого братства, я не ученик Христов.

Вот путь; Христос не напрасно говорит, что путь в Царство Небесное – узкий, что врата узкие: очень узок этот путь, очень требовательна заповедь Христова, беспощадно требовательна, потому что она относится к области любви, а не закона. Закон определяет нам правила жизни, но он всегда где-то кончается, и за этим пределом мы от него свободны. Любовь же предела не знает; она требует нас до конца, всецело. Мы не можем только какой-то частью души согреться; если мы это допустим, мы потухнем, охладеем. Мы должны запылать всем нашим сердцем, и волей, и телом, и превратиться в купину неопалимую, в тот куст, который видел Моисей в пустыне, – который горел всем своим существом и не сгорал. Человеческая любовь, когда она не освящена Божественной тайной, поедает вещество, которым питается. Божественная любовь горит, превращает все в живое пламя, но не питается тем, что горит; в этой Божественной любви сгорает все, что не может жить вечно; остается чистое и светлое пламенение, которое превращает человека в Бога, как Ветхий Завет говорит, как Христос повторяет. Будем учиться ценой ожога любви, ценой отвержения от себя, ценой жертвы – будем учиться этой любви. И только тогда сможем мы сказать, что мы стали учениками Христа. Аминь.
Митрополит Антоний Сурожский

***
СЛОВО НА ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога»

14 октября (1 октября по старому стилю) Святая Церковь совершает празднование Покрова Пресвятой Богородицы, воспоминая чудное явление Матери Божией, произошедшеепроизошедшее в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви , где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. Покров Пресвятой БогородицыВ воскресный день во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению: «Царю Небесный, приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан». Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню». Когда прочие молящиеся находившиеся в храме узнали и совершающемся Чуде, всех объял радостный трепет. В умилении сердца люди стали благодарить Бога и Его Пречистую Матерь. Пока была там Пресвятая Богородица, «видим был и Её покров, по отшествии же Ее, сделался и он невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».

Это чудесное явление само по себе и радостное, поскольку показывает непрестанное ходатайство Божией Матери за род человеческий пред Богом, и одновременно, весьма поучительное. Для извлечения уроков для благочестивой жизни полезно будет внимательно рассмотреть некоторые детали этого дивного события. Само явление Божией Матери в сопровождении святых угодников Божиих с сонмом Ангелов показывает нам то, что небожители заботятся о своих младших земных братьях. Они принимают деятельное участие в нашей земной жизни, ходатайствуя за нас пред Богом. История человеческого рода разворачивается во времени под их надзором и «водительством». На что же ещё Им употреблять обретенную благодать, могущество и духовную силу, как не на помощь нам земнородным. Ведь даже на земле порой весьма черствые и неотзывчивые люди бывают тронуты беспомощностью и несчастьем других. Сердце их, отогреваясь сочувствием, наполняется состраданием, и в душе, быть может впервые, рождается святое желание помогать и покровительствовать. Это чувство прогоняет эгоизм и холодность обыденной жизни и делает человека причастным к Небу и Вечности. Если это, хотя и редко, но все-таки бывает в Мире, лежащем во зле, то тем паче это должно быть свойственно и Миру Горнему, пребывающему в Любви. И в празднике Покрова Пресвятой Богородицы мы видим, как Сама Владычица Небесная не остается только зрительницей нашей духовной и телесной бедности, но покровительствует нам, простирая над человеческим миром Свой молитвенный покров.

Другая деталь подчеркивает, что явление Покрова совершилось ни где-нибудь, а именно в храме во время Воскресного Богослужения. Действительно, где же ещё пребывать Небесным Силам, как не в том месте, где особенно пребывает их Царь и Господь? Хотя по Своей Божественной природе Бог – Вездесущ, но мы утверждаем, что Дом Божий, которым является храм, - это место Его особенного присутствия. Человек на земле всё подчиняет своей греховной воле. Подстраивая мир под себя, а лучше сказать, по свои страсти, мы разрушаем среду собственного обитания, ломаем природный порядок, в конечном итоге оскверняем мир своем грехом. В духовном смысле можно сказать, что Человек вынужден всему и всем навязывать свою волю. Совсем иначе бывает в Храме Божием. Здесь человек благоговейно отлагает свою волю, предаваясь в Волю Своего Творца. Место, которое человек избирает для молитвы, делается местом, где он сам осуществляет просимое от Бога: «Да будет воля Твоя». И это место мистически становится Домом Божиим - дом Мой домом молитвы наречется (Мф. 21:13) – и здесь «живет» Бог, и здесь наиболее прилично пребывать и Ангелам, и святым божиим человекам, и Самой Приснодеве. Поэтому желающим покровительства Ангельского и молитвенного Покрова Божией Матери не найти лучшего места и способа обрести его, кроме пребывания в храме. Повествование о явлении Богородицы во Влахернском храме удостоверяет нас в том, что наша надежда на помощь Царицы Небесной не напрасна. Святой Андрей с Епифанием лишь однажды увидели то, что сокровенно от наших очей происходит непрестанно. Сокровенно от очей, но не от умов и сердец.

Есть и ещё один вероучительный момент в рассматриваемом ныне событии. Матерь Небесного Царя, Владычицу Небесную увидели Андрей с Епифанием не восседающей на Престоле и ниспосылающей благословения роду человеческому, а стоящей на коленях и молящейся Богу за человеческий род. Молитва, по свидетельству многих святых, есть главнейший критерий духовной жизни. Где нет молитвы – там нет духовной жизни, там духовная смерть. Мы видим, что небожители постоянно пребывают в молитве, это относится и Божией Матери. Почему так? Потому что Один Владыка всяческих, Отец Щедрот, Податель небесных и земных благ, Источник жизни и бессмертия – Бог. Он един – Первопричина бытия, и даже небесное блаженное пребывание подчинено Его воле. Но подает он благо не помимо воли получающего, а сообразуясь с ней. Бог всегда соблюдает свободу воли Своего творения. Он по-настоящему любит каждую личность, невзирая на её качества. Подлинная любовь не мыслима без свободы, без уважения автономии и суверенитета личности. Благоговение и молитва угодны Богу потому, что дают Ему законный повод одарить достойно просящего, а не потому, что Господь, якобы, наслаждается раболепием и пресмыкательством тварей. Потому молитва не есть выражение страха потерять расположение Владыки, а необходимое условие сохранять неразрывную связь с Источником всяческих благ. Это весьма поучительно для нас. Молитва нужна не только на земле, но и на небе её надобность не отменяется. Если мы хотим в будущей вечной жизни пребывать в Царствии Божием и наслаждаться его благами, то должны здесь на земле полюбить молитву и научиться ей.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы испросим у нашей Владычицы молитвенного предстательства и заступничества, духовных и телесных сил для провождения благочестивой и богоугодной жизни, в основании которой пусть будет подлинная любовь к Богу, рождающая в душе горячую молитву.
Свящ. Марк Ермолаев

* * *

Матерь Божия врачует все немощи, утоляет всякие скорби, покрывает самые грехи, коль скоро они соединены с сокрушением о них сердца, но не покрывает и не может покрыть ожесточение во грехах!
свт. Иннокентий (Борисов)

    ;   Сайт Православной Интернет Карусель